Организация работы коллектива Петропавловского детского дома

по профессиональной ориентации воспитанников. 

     Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении.
    Анализируя итоги трудоустройства наших воспитанников, был сделан вывод, что более успешно в ВУЗах и СУЗах обучаются воспитанники, закончившие 11 классов. Как правило, учащиеся НПО после получения профессии не готовы к самостоятельной жизни, поэтому получают две-три специальности в одном и том же училище по причине не желания жить самостоятельно.
    На выборе жизненного пути воспитанников сиротских учреждений во многом сказывается правильно поставленная профоориентационная работа. Недостаточная профессиональная подготовка в детских домах не ориентирует воспитанников на достижение более высоких профессиональных перспектив. Поэтому педагоги Петропавловского детского дома пришли к выводу, что начинать работу по проф.ориентации необходимо с раннего возраста.
    В рамках программы развития воспитательной системы «Социальная адаптация воспитанников детского дома» разработана программа «Формирование навыков допрофессиональной подготовки воспитанников».. Цель программы – создание условий для развития личности каждого ребенка, путем вовлечения в различные виды трудовой деятельности, учитывая их способности, интересы.
     Результаты  проводимой работы  фиксируются  в «Карте профессионального самоопределения», которая заведена на каждого воспитанника со 2 класса.
Работа строится следующим образом:
- на первом этапе изучаются интересы воспитанников с помощью диагностик. Проф.ориентационные диагностика проводятся ежегодно с каждым воспитанником.(«Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник»)
- на втором этапе составляются рекомендации по выбору профессии в соответствии с возможностями каждого ребенка. При этом учитываются медицинские показания к выбору профессии, умственные способности, интересы и склонности воспитанников.
-затем составляется индивидуальный план работы по допрофессиональной подготовке, который предусматривает различные формы работы: знакомство с профессией через экскурсии на предприятия и учебные заведения, просмотр видеофильмов, чтение литературы, индивидуальные консультации, а так же вовлечение воспитанников в различные виды труда.
- на основе материалов «Карт профессионального самоопределения» по каждому воспитаннику проводятся  консилиумы, на которых присутствуют социальный педагог, педагог-психолог, медицинские работники,
педагоги, которые сопровождают ребенка. На консилиуме совместно с воспитанниками разрабатывается план  по профессиональному самоопределению. В план включаются мероприятия по правовому воспитанию, по развитию интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, способностей. Определяются предметы для сдачи ЕГЭ и возможные учебные заведения, где сможет обучаться воспитанник. 
-результаты адаптации ребенка после выпуска из детского дома  также фиксируются в картах. Постинтернатное сопровождение воспитанников находится на постоянном контроле. Педагоги детского дома ежемесячно отчитываются о результатах адаптации выпускников
    Работая над формированием жизненных планов, выявляя наиболее значимые ориентиры ребенка, тем самым мы способствуем его самоопределению. Сегодня в детском доме идет активный поиск возможностей расширения проф.ориентационной работы с воспитанниками. Раньше основными профессиями являлись такие профессии как плодоовощевод, тракторист, портной. Сейчас в профессиональный выбор сирот включены специальности, связанные с живописью, спортом, педагогикой, медициной.
    Подросток осознанно выбирает будущую профессию, а педагоги помогают ребенку наладить взаимоотношения с членами того социума в который он попадает после выпуска из детского дома. Тесные и дружеские отношения  налажены с руководством и курсантами Омской академии МВД. Одна из воспитанниц успешно закончила академию и работает по выбранной специальности, еще один воспитанник в настоящее время является курсантом 3 курса. Дружеские отношения связывают детский дом с Сибирской государственной автомобильно-дорожной академией. В настоящее время там обучаются 4 воспитанника нашего детского дома. Данные учебные заведения организуют экскурсии специально для наших воспитанников. Познакомившись с учебным заведением, воспитанники уже не испытывают  страх самостоятельной жизни вне стен детского дома.
    Известно, что выпускники едва перешагнув порог детского дома, сталкиваются с серьезными проблемами, поэтому мы стараемся, чтобы каждого ребенка сопровождал тот человек, который всегда поможет и советом и делом. Воспитанники детского дома, поступившие в учебные заведения г.Омска уже не одиноки в решении своих проблем, им всегда придут на помощь друзья из Омской академии МВД и Сибирской Автодорожной академии, шефы  завода им.Баранова, охранной фирмы «Гордес». На притяжении всех лет обучения студентов ВУЗов поддерживает наш земляк Б.И.Коваленко, выплачивая им стипендию по одной тысячи рублей ежемесячно.
    Анализ поступления выпускников детского дома в средние и высшие учебные заведения  говорит о положительных результатах. Основная часть детей выходит из стен детского дома с образованием 11 классов. Ранняя профессиональная ориентация помогает воспитанникам определиться в выборе профессии. Воспитанники получают дальнейшее образование по своему желанию. В настоящее время в ВУЗах обучаются 14 воспитанников, четверо из них получают высшее образование после окончания колледжей и еще 5 воспитанников обучаются в высших учебных заведениях на заочном отделении; в СуЗах поучают профессию -  , в НПО – 2 воспитанника. Иногда наши воспитанники после окончания учебных заведений возвращаются в детский дом. Так из 19 педагогов, работающих в детском доме, 5 – наши выпускники.
    Однако, остается серьезной проблемой то, что в ряде колледжей подготовительные курсы остаются платными; остается нерешенной проблема предоставления жилья воспитанникам на время подготовительных курсов, вступительных экзаменов.
    Считаем, что своеобразным выходом из этого положения является создание социальных гостиниц для выпускников детских домов. Эти гостиницы стали бы школой жизни детей-сирот, если бы жизнедеятельность была бы построена по принципу полного самообслуживания. Кроме того, расширился бы диапазон профессионального самоопределения детей: выпускники могли бы обучаться в учебных  заведениях, не имеющих общежитий. Необходима поддержка выпускников в период их первых шагов в самостоятельную жизнь, поэтому при социальной гостинице можно было бы оказывать юридическую, психологическую поддержку.
    Когда кто-то говорит, что постинтернатное сопровождение – это пустая трата средств, что и так слишком дорого обходится государству содержание интернатных учреждений, можно возразить: когда нашим детям исполняется 16-18 лет, мы не выставляем их за порог, а продолжаем поддерживать довольно длительное время. Чем «детдомовские» дети отличаются от «домашних»? Тем, что их некому поддержать? Поместив сирот в государственные учреждения, мы берем на себя родительские обязанности: защищаем их права, окружаем заботой, вниманием, любовью. Поэтому  педагоги детского дома делают все возможное, чтобы воспитанникам удалось найти свое достойное место в жизни и реализовать свои способности. И мы всегда рады даже самым маленьким успехам наших детей. Ради этого мы и работаем.

1.jpg
75 лет логотип

КУ "Петропавловский детский дом"

© 2013 ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ.

  • c-youtube