Сценарий открытого педагогического совета

«Профилактика вторичного сиротства».

 

Авторы: Попова Валентина Александровна,

директор КУ «Петропавловский детский дом»

Белослуцева Юлия Сергеевна,

заместитель директора КУ «Петропавловский детский дом».

 

 

 

СЕМЬЯ – ЭТО ОБЩЕСТВО В МИНИАТЮРЕ, ОТ ЦЕЛОСТНОСТИ

КОТОРОГО ЗАВИСИТ БЕЗОПАСНОСТЬ ВСЕГО БОЛЬШОГО

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

Феликс Адлер

 

Этап выявления проблемы, определение темы педагогического совета (совещание при директоре №….)

Один из вопросов повестки дня «Проблемы вторичного сиротства» (докладчик директор КУ «Петропавловский детский дом» Попова В.А.)

Основные тезисы доклада:

Задача, поставленная президентом РФ – к 2018 году в два раза сократить количество детских домов. Сокращение должно проходить не за счет укрупнения оставшихся детских домов, а за счет устройства детей на воспитание в семьи.

Реальная картина замещающего родительства такова, что приемных семей и опекунов не становится меньше, и это хорошо, но опыт работы (в том числе и ошибки) подсказывают необходимость дифференцированного подхода к обучению и дальнейшему сопровождению замещающего родителя, семьи.

Новая миссия детского дома - не только содержание  детей, оставшихся без помощи близких, но  – помощь  скорейшему устройству ребенка в новую семью или возвращению его к кровным родителям.

 Учитывая актуальность семейного жизнеустройства детей-сирот, необходим грамотный системный подход к комплексному сопровождению замещающих семей для исключения фактов вторичного сиротства. На схеме 1 представлена взаимосвязь фактов, позволяющих исключить вторичное сиротство.

 

Схема 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Было внесено предложение организовать проведение открытого педагогического совета по разработке системного подхода к комплексному сопровождению замещающих семей, способствующего профилактике вторичного сиротства.

Цель педагогического совета: создание условий для продолжительного и комфортного пребывания детей-сирот в приемных семьях, их воспитания, развития и социальной адаптации; предотвращение возвратов детей в учреждения. 

Задачи педагогического совета:

  • Сбор и систематизация информации по проблемам вторичного сиротства, жизнеустройству детей, сопровождению замещающих семей.

  • Выявление форм работы по решению данных проблем, актуальных для КУ «Петропавловский детский дом».

  • Составление плана индивидуальной работы для детей с вторичным сиротством.

  • Разработка алгоритма сопровождения замещающих семей.

Выписка из решения совещания при директоре:

1. Организовать проведение открытого педагогического совета по теме «Профилактика вторичного сиротства» на основе работы проблемных групп:

  • Вторичное сиротство (проблемные вопросы: Каковы причины возникновения вторичного сиротства? Актуально ли это явление для нашего учреждения? Какие существуют формы профилактики? Какие методы работы с воспитанниками с вторичным сиротством наиболее эффективны?)

  • Жизнеустройство воспитанников (проблемный вопрос: Какие существуют формы работы по устройству детей в семью?)

  • Сопровождение замещающих семей (проблемный вопрос: какие существуют формы сопровождения замещающих семей?)        

Подготовительный этап

Заседания проблемных групп по сбору и систематизации информации. Были использованы методы и формы работы:

  • Анализ материалов личных дел воспитанников.

  • Изучение материалов Интернет источников, печатных изданий по проблемам педагогического совета.

  • Собеседование с замещающими родителями для выяснения возможных причин возврата детей в учреждения.

  • Видео-опрос воспитанников.

  • Мини-сочинения воспитанников «Почему от меня отказались…».

Этап заседания педагогического совета

Присутствуют: 

  • Педагоги КУ «Петропавловский детский дом»

  • Представители органов опеки и попечительства Администрации Муромцевского муниципального района

  • Представители КУ «Центр поддержки семьи»

  • Приемный родитель Колошницына Людмила Владимировна

  • Педагоги МБОУ «Петропавловская СОШ»

  • Краткое сообщение директора КУ «Петропавловский детский дом» по теме педагогического совета:

Объявлена тема педагогического совета, его цели и задачи, ожидаемые результаты. Проанализирована актуальность темы педагогического совета.

  • Представление результатов работы проблемных групп:

Проблемная группа № 1 «Вторичное сиротство» (докладчик педагог-психолог КУ «Петропавловский детский дом» Ильина Н.Н.)

Основные тезисы доклада:

1. Что мы называем вторичным сиротством? Существует 2 определения вторичного сиротства: Вторичное сиротство - социальный феномен, представляющий собой отказ опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных  детей, влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка. Вторичное сиротство имеет и другое значение – это отказ выпускников государственных учреждений для детей - сирот от воспитания своих детей. В данном случае мы будем говорить о первом.

2. Проанализированы данные о количестве переданных в приемные семьи детей и случаев отказа от них по  Муромцевскому району.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проанализированы данные о количестве поступивших детей в КУ «Петропавловский детский дом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данное время в учреждении находиться 14 (37% от общего числа воспитанников) детей с вторичным сиротством.

4. Выделяют общие причины отказа от ребенка:

  • недостаток знания об особенностях физического и умственного развития ребенка; психического развития ребенка

  • идеализированные ожидания родителей, которые ребенок не оправдал; завышенные требования к ребенку; преуменьшение достоинств ребенка;  здесь большую роль играет мотивация принятия ребенка – сироты в семью.

  • эмоциональное выгорание родителей; эмоциональное истощение, снижение чувствительности по отношению к другим людям, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия.

  • болезнь ребенка – психиатрические заболевания, проявляющиеся в более старшем возрасте;

  • кризис переходного возраста и возникающие проблемы, связанные с этим периодом. Приемные родители в большинстве случаев усыновляют малышей, дошкольников. Но дети-то растут. И как только они достигают переходного возраста, начинаются проблемы. К тому же эти ребята часто происходят из неблагополучных семей, у них не лучшая наследственность. Становясь подростками, они становятся грубыми, резкими, неуправляемыми. Приемные родители не понимают, что надо набраться любви и огромного терпения и вместе пережить переходный возраст

  • Нам хотелось узнать, как наши дети видят причины отказа от них. С этой целью воспитанникам было предложено написать мини-сочинение на тему «Почему от меня отказались…». Я вам зачитаю фрагменты некоторых из них. Также мы провели видео-опрос среди воспитанников с вторичным сиротством на тему «Моя жизнь в замещающей семье». (демонстрация видео) Проанализируйте сочинение и видео, выделив основные причины отказа по мнению детей. (обсуждение)

Проанализировав сочинения и результаты видео-опроса, действительно можно выделить основные причины отказа замещающих родителей от ребенка по мнению детей: мое плохое поведение;мне не верили; я уделял(а) мало внимания родителям.

Проблема вторичного сиротства остается актуальной.подготовка детей в приемные, замещающие семьи;
- сопровождение детей в замещающих семьях.

 

     Проблемная группа № 2 «Жизнеустройство детей» (докладчик социальный педагог КУ «Петропавловский детский дом» Попова А.Р.)

Основные тезисы доклада «Информационная справка. Работа КУ «Петропавловский детский дом» по устройству воспитанников в семьи граждан».

1. Работа по устройству воспитанников в семьи, в том числе возвращению в кровные семьи, в нашем  детском доме проводится постоянно. На сегодняшний день наших воспитанников, которых можно готовить к передаче в семьи граждан, к возвращению в кровную семью или к самостоятельной жизни, можно разделить на 3 основные группы.

2. Группа №1 Дети в возрасте от 3 до 18 лет, которые  обычно проживают в детском доме непродолжительное время и с высокой долей вероятности передаются в семьи граждан  (родственная опека, усыновление, приемная семья) или возвращаются в кровную семью. На данный момент у нас воспитывается 5 таких подопечных;

3. Группа №2 Дети в возрасте от 3 до 18 лет, которые обычно проживают в детском доме достаточно продолжительное время, дети группы-риска по семейному устройству (биологические братья и сестры из многодетных семей, дети-инвалиды и дети с ОВЗ, дети и подростки с опытом возврата из приемных семей и семей-усыновителей, дети и подростки с девиантным поведением); На данный момент у нас воспитывается 18 таких подопечных;

4. Группа №3 Подростки от 14 до 18 лет, которые по различным причинам сами не желают идти в замещающую семью, и подростки, которым новые родители не нужны, поскольку сохраняются взаимоотношения с кровными родителями. На данный момент у нас воспитывается 14 таких подопечных;

5. Наглядно данная информация представлена на диаграмме 1.

 

Диаграмма 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Анализ статистики за 2015 г. передачи подопечных КУ «Петропавловский детский дом» на семейные формы воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Анализ статистики за 2016 г. передачи подопечных КУ «Петропавловский детский дом» на семейные формы воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Временная передача ребенка в семью граждан, не является формой устройства ребенка в семью. Она осуществляется на основании заключение органа опеки и попечительства в интересах ребенка с целью обеспечения его воспитания и гармоничного развития.

9. Так у наших детей появилась возможность проводить каникулы, выходные и праздничные дни не только у родственников, но и в семьях граждан, желающих взять к себе погостить воспитанников детского дома.  За период 2015 – 2016 года   26 воспитанников  имели возможность временно пребывать в таких семьях. Наши четверо воспитанников, после гостевого режима теперь постоянно проживают в своих новых семьях.   

10. С 2016 года в нашем  детском доме работает  «Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей сопровождения детей в семьи граждан». Основная задача службы - подготовка ребенка к проживанию  в замещающей семье и сопровождение замещающей семьи. Наши специалисты, педагоги детского дома, посредством различных форм и методов (занятия, беседы, консультации, ролевые игры) помогают сформировать у ребенка представления о том, что такое семья и как в ней жить. С момента появления конкретной семьи, изъявившей желание взять определенного ребенка на воспитание, начинается конкретная работа по планированию знакомства и помещения ребенка в новую семью.

   Опыт работы детского дома по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наглядно показывает, как в условиях детского дома, без привлечения дополнительного финансирования, но за счет эффективного использования внутренних ресурсов можно улучшить качество устройства детей на воспитание в семью, тем самым решать проблему социального сиротства.

      Формы работы по поиску замещающих родителей (докладчики воспитатели КУ «Петропавловский детский дом» Васькова О.В., Андреева Е.А.)

Основные тезисы доклада:

1. Информирование населения о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

 

1. Использование информационных стендов:

    1. Доски объявлений для замещающих семей (органы опеки и попечительства комитета Образования Муромцевского района)

- объявления о собраниях;

- объявления о предстоящих мероприятиях и др;

2. Информационные бюллетени:

Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):

- информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т.д.;

- описание событий и занятий, происходящих в детском доме;

- благодарности добровольным помощникам;

- изготовление баннера с информацией о ребенке.

3. СМИ

-выступления на  радио и ТВ (информирование о ребёнке с помощью шефов, волонтёров);

-создание рубрики на собственном сайте, службы сопровождения с наличием на этом сайте регионального  банка детей-сирот; 

- создание видеороликов о ребёнке, (мероприятиях проводимых в д.д).

- статьи в газете «Знамя труда» и газете инженерно-строительного института «Факультет».

4. Взаимодействие с центром поддержки семьи,  кандидатами приёмных родителей и волонтёрами:

- работа с банком приёмных родителей Муромцевского района;

- связь с другими сайтами о банке приемных родителей;

- банк данных о детях- сиротах (анкеты детей)

- работа с волонтёрами, благотворительными фондами.

      Проблемная группа № 3 «Сопровождение замещающих семей» (докладчик воспитатель КУ «Петропавловский детский дом» Кузьмина Н.Н.)

Основные тезисы доклада:

1. Сопровождение – это предоставление профессиональных консультаций и помощи психологов, врачей, педагогов, социальных работников при возникновении различных проблем в приемной семье на протяжении всего времени нахождения там ребенкаи  профилактики вторичных отказов от ребёнка.

2. Сопровождение замещающих семей необходимо для решения следующих проблем:

1) возрастные нормативные кризисы и связанные с ним поведенческие изменения:

- кризис 3-х лет, кризис 7 лет, подростковый кризис;

- гиперактивность, непослушность, детско-родительские конфликты, протесты, детские капризы;

2) психологическая травма у детей и подростков:

- при утрате с кровной семьей;

- из-за неблагополучного опыта проживания в семье;

- жестокое обращение с ребенком;

- замкнутость, тревожность, «вспышки» агрессии, телесное напряжение.

3) поведенческие расстройства у детей и подростков:

- немотивированная агрессия, истерики, неиссякаемый плач, нарушение сна;

- энурез, сексуализированное поведение, раннее половое созревание;

- воровство, бродяжничество, ложь и фантазирование, уходы и побеги из дома;

- навязчивое поведение, быть ведомым в группе, отсутствие личного мнения;

- детские страхи;

- зависимое поведение (употребление психоактивных веществ, компьютернаяаддикция).

4) адаптация в новой семье:

- нарушения пищеварения;

- отсутствие самостоятельности и бытового самообслуживания;

- лень, пассивное и апатичное поведение;

- первые протесты;

- прилипчивость;

- тоска по кровной семье или детскому дому;

- отношение кровных детей к приемным.

5) подростковый возраст:

- принятие себя и тела;

- неуспеваемость в школе, отказ от интересов, пропуски уроков;

- опыт «первой любви»;

- протесты.

 

3. Выделяют   две   основные   функции  сопровождения   семей, воспитывающих приёмных детей:

- контроль за соблюдением прав ребёнка;

- оказание поддержки семье.

В Российской Федерации функция контроля возложена на органы опеки  и  попечительства,  а  функция  поддержки  может  осуществляться различными социальными службами, такими как:

• учреждения социальной защиты (центры социальной помощи семье и

детям и др.);

• общественные организации, предоставляющие социальную и психологическую помощь детям и семьям.

•  службы   по   содействию   семейному   устройству   детей-сирот   и детей,  оставшихся   без   попечения   родителей,   в   семьи   граждан, которые создаются на базе детских интернатных учреждений;

4. Мы считаем, что на базе детского дома также необходимо создать службу по сопровождению наших детей, которые находятся на опеке и в приемных семьях. Чтобы можно было вовремя  оказать помощь семье или ребёнку. В эту службу предлагаем включить: соц.педагога,  пед-психолога, воспитателя. (Куратор  - соц.педагог). Для работы службы нужно разработать положение.

 

5. Предлагаем следующий алгоритм работы службы:

 

1. Заключение договора о сопровождении семьи.

Заключение  Договора о сопровождении  семьи  является  основанием

для начала работы специалиста по сопровождению конкретной семьи.

 

2. Издание приказа о назначении куратора семьи.

Куратор  семьи  назначается  приказом  директора  учреждения.  Это  может быть социальный педагог. Датой начала оказания услуги считается дата издания приказа.

3.  Знакомство,  выявление  проблемы  через  первичное  анкетирование, интервьюирование членов замещающих семей, диагностику познавательных, мотивационных,  эмоционально-волевых,  психодинамических  и характерологических  особенностей  подопечных,  а  также  особенностей внутрисемейных отношений. Диагностика  взрослых  (замещающих  родителей)  направлена  на выявление  особенностей  взаимоотношений  с  детьми  и  определение  стиля семейного воспитания. Диагностика  детей  и  подростков  направлена  на  изучение познавательной,  межличностной  сфер  и  выявление  индивидуальных особенностей личности и др. Результатом первичной встречи с семьёй является заключение «Договора о сопровождении».

4. Составление личного дела семьи.

Личное дело включает:

•  заявление на сопровождение;

•  согласие на обработку персональных данных;

•  согласие на оказание социально-диагностических услуг ребенку;

•  карту замещающей семьи, в которой отражаются общие сведения о семье и вся последовательная работа, проводимаяс ней;

•  индивидуальный план сопровождения семьи, включающий цикл встреч: мероприятий, занятий, консультаций, тренингов, экскурсий и

т.д.;

•  психолого-педагогическое  заключение  по  результатам  проведенных диагностических исследований;

•  отчеты  о  работе  с  данной  семьей  с  рекомендациями  родителям  и детям;

•  квартальный  отчет  по  результатам  индивидуального  плана сопровождения замещающей семьи.

 

5.  Выход  специалистов  (социального  педагога,  педагога-психолога, воспитателя)  в  замещающую  семью, образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. В  процессе  общения  с  членами  семьи,  классным  руководителем, учителями  школы,  воспитателями  детского  сада  изучаются  окружающийребёнка социум, условия для развития подопечного.

Специалистам,  закрепленным  за  семьей, необходимо  выстраивать  взаимоотношения  с  ребенком  и семьей  таким образом,  чтобы  семья  воспринимала  их  не  как  представителей контролирующих  организаций,  а   как  «друга»  семьи,  который  хочет  им помочь.  Но  в  тоже  время,  необходимо  не  переступить  тонкую  грань, ведущую к «панибратству».

Таким  образом,  специалисты,  не  вмешиваясь  в  жизнь  замещающей семьи,  должны  стать  для  неё  необходимыми,  чтобы  в  их  советах рекомендациях нуждались. Обязательно должна проводиться  работа с семейным окружением замещающей семьи, так как именно семейное окружение, в первую очередь, может спровоцировать не только конфликт в семье, но и возврат ребенка в государственное  учреждение.  Специалистам  необходимо проводить индивидуальные беседы с родственниками, с соседями. Помощь специалистов замещающей семье нужна в различные периоды жизнедеятельности семьи. Процесс  адаптации  -  один  из  наиболее  кризисных  и  требует  особо тщательного  и  бережного  подхода  к  сопровождению  семьи  со  стороны социальных  педагогов.  В  период  адаптации  необходимо постоянное  и регулярное  наблюдение  за  ходом  адаптации   ребенка  к проживанию  в замещающей семье, в социуме. На  этапе  адаптации  или  появления  проблемы,  конфликта  в  семье желательно  еженедельно  (возможно  чаще)  осуществлять телефонные переговоры  с  замещающими  родителями  с  целью  поддержки,  помощи, разрешения конфликта.

6. Составление отчёта по результатам посещения замещающей семьи, в котором  отражается оценка  комфортности  замещающей  семьи: эмоциональное  развитие  подопечного,  оценка  семейных взаимоотношений. Даются рекомендации замещающим родителям (устные и письменные). Устные  –  в  ходе  индивидуального  консультирования,  письменные  –  в  виде методического материала (тематические буклеты, памятки, брошюры).

7.  Промежуточная  диагностика  по  ранее  выявленным  проблемам  и составление психологического заключения на ребёнка.

8.  Составление  квартального  отчёта с  описанием  результатов сопровождения семьи, находящейся на кризисном или экстренном уровнях.

9. Индивидуальное консультирование членов замещающих семей. Важное  место  отводится  индивидуальному  консультированию  родителей как по вопросам развития и воспитания детей, так и  по вопросам, связанным с  взаимоотношениями  в  семье.  Эта  работа  проводится  постоянно,  и  кроме того  по  запросам  приемных  родителей  и  в  случаях  возникновения непредвиденных ситуаций в семье.

10.  Мониторинг  замещающей  семьи,  включающей  оценку  успешности воспитания,  образования  и  развития  ребёнка,  уровня  педагогической компетентности замещающих родителей.

  • Сопровождение будет более успешным при условии взаимодействия специалистов  учреждений,  занимающихся  сопровождением  замещающих

семей, со специалистами органов опеки и попечительства.  Сопровождение должно быть постоянным и   осуществляться командой специалистов, которые не должны вмешиваться в жизнь замещающей семьи, но они должны стать для семьи необходимыми, чтобы в их советах и рекомендациях нуждались.

3. Работа в проблемных группах нового состава

На заседании педагогического совета коллектив педагогов и все присутствующие были разделены на группы по обозначенным проблемам по желанию с  условием, что педагоги КУ «Петропавловский детский дом» должны войти в состав той группы, по проблеме которой они не работали. Таким образом, сложился новый состав групп:

  • Проблемная группа № 1 «Вторичное сиротство» - педагоги КУ «Петропавловский детский дом» и приемный родитель Колошницына Л.В.

  • Проблемная группа № 2 «Жизнеустройство детей: формы работы по поиску замещающих родителей» - педагоги КУ «Петропавловский детский дом» и представители органов опеки и попечительства Администрации Муромцевского муниципального района

  • Проблемная группа № 3 «Сопровождение замещающих семей» - педагоги КУ «Петропавловский детский дом» и представители КУ «Центр поддержки семьи», педагоги МБОУ «Петропавловская СОШ»

У всех групп было техническое задание – проанализировать собранный материал по проблеме, отобрав те формы работы, которые актуальны для нашего учреждения. В работе использовалась интерактивная методика «Записки на полях» (обсуждение, поиск решения).

 

4. Презентация результатов работы проблемных групп нового состава - Устный журнал «Педагогические идеи»

Рубрика «Вторичное сиротство».

 

В группе обсудили и представили План индивидуальной работы  с детьми, поступающими с вторичным  сиротством (Приложение 1)

Колошницына Л.В. поделилась опытом работы с приёмными детьми по профилактике вторичного сиротства.

Рубрика «Жизнеустройство детей»

В группе обсудили и представили формы работы по жизнеустройству, которые уже используются в КУ «Петропавловский детский дом» и   планируется использовать.

Представители органов опеки и попечительства Администрации Муромцевского муниципального района рассказали о формах работы по жизнеустройству детей, актуальных для нашего района.

Рубрика «Сопровождение замещающих семей»

В группе обсудили алгоритм по сопровождению замещающих семей, предложили внести коррективы для включения его в Положение о службе сопровождения замещающих семей. Группа внесла предложение по созданию клуба для замещающих родителей на базе КУ «Петропавловский детский дом».

Представители КУ «Центр поддержки семьи» рассказали о формах работы с замещающими семьями, о работе «Школы приёмного родителя».

 

4. Обсуждение и принятие решения педагогического совета. 

 

 1. Освоить с помощью органов опеки и попечительства Муромцевского района предложенные новые формы работы по поиску замещающих родителей.

2. Организовать работу по сопровождению замещающих семей в соответствии с алгоритмом, разработанным творческой группой.

3. Создать семейный клуб для замещающих родителей на базе КУ «Петропавловский детский дом».

3. Внести изменения в индивидуальные планы развития, добавив разделы Мероприятия, направленные на профилактику вторичного сиротства; Мероприятия, направленные на формирование мотивации на проживание в замещающей семье; Мероприятия, направленные на социальную адаптацию (самообслуживание, самостоятельность, самообеспечение, социальная и правовая зрелость).

 

5. Этап рефлексии

 

Приём «Корзина идей и впечатлений». Каждому участнику педагогического совета раздаются небольшие листы бумаги, на которых он в течение 3 мин. записывает наиболее интересные идеи педагогического совета, свои впечатлении от мероприятия. Затем каждый участник озвучивает свои идеи, впечатления и кладет в общую корзину. 

 

Приложение 1

Индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка

 

 

 

1.jpg
75 лет логотип

© 2013 ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ.

  • c-youtube