Описание практики работы по программе

«Эстетическое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей младшего, среднего и старшего школьного возраста в условиях детского дома».

Автор: Смертина Наталья Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Одним из самых массовых и популярных видов человеческой деятельности является эстетическая художественно-творческая деятельность. В детском возрасте у детей интенсивно развиваются художественные способности, закладывается фундамент эстетического восприятия и воображения. Очень важно, в это время, помочь ребенку, создать условия для развития его художественных и эстетических способностей, раскрытия его творческого потенциала.

       Вовлекая ребенка в эстетическую художественно-творческую деятельность, мы имеем большие возможности для развития творческой личности, эстетической культуры. Кроме того, в условиях сложной быстро меняющейся действительности человек быстрее адаптируется в новых условиях.

         Творческая атмосфера, добровольное желание участвовать в эстетическом действе помогают избавиться многим воспитанникам детского дома от имеющихся у них комплексов. Например, помогает повысить заниженную самооценку.

         Именно обучения тому, каким должен быть с точки зрения эстетики внешний вид человека, как оформить свое жилище  способствует формированию у детей адекватной самооценки.

        Не став профессиональными музыкантами, актерами, художниками, они, тем не менее, приобретут необходимый минимум культурных навыков и получат эстетическое удовлетворение.

        Особенно это важно для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так как дети, жившие в нормальной семье и посещавшие детский сад, имеют более полное представление о мире прекрасного. Дети же из неблагополучных семей, поступившие в детский дом, как правило, были лишены такого позитивного опыта.

       Из ежедневного наблюдения за деятельностью детей был сделан вывод, что для воспитанников детского дома характерно:

 

  •  отсутствие восприятия прекрасного, как эстетической категории;
  •  отсутствие подхода к эстетике, как к форме человеческой активности, в    которой наиболее непосредственно и наглядно выражена общественная сущность человеческой культуры;

 

  •  не восприятие целостной картины эстетики мира, в которой дети получили бы возможность самовыражения, развить свои творческие способности, эмоциональную и познавательные сферы.

       Результаты этих наблюдений подтвердили необходимость решения проблемы формирования эстетической культуры воспитанников, развития их творческих способностей. Поэтому возникла необходимость в разработке программы «Эстетическое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей младшего, среднего и старшего школьного возраста в условиях детского дома»

      Разрабатывая программу я думала о том, как построить систему воспитательной работы в группе-семье так, чтобы научить детей видеть красоту во всех сферах жизни, способствовать гармоническому развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное.



       Цель программы: развитие личности детей и подростков средствами художественно-эстетического воспитания.



       Задачи программы:



  •  формирование знаний и умений воспитанников в области эстетики и художественного творчества;

 

  •  развитие эмоциональной сферы как основы формирования «культуры чувств»;
  •  развитие творческих способностей детей.

         Программа рассчитана на три года обучения, и её реализация позволит создать условия для освоения эстетически-художественных ценностей и самоопределения воспитанника в четырёх направлениях:

 

 

  •  направление «Эстетика внешнего облика» (представлено двумя  разделами: «Мир моды», «Творцы моды»);
  •  «Эстетика быта» (также состоит из двух разделов: «Интерьер дома», «Твой дом - твоя обитель»);

 

  •  Фантазия и творчество - основа эстетики;
  •  Эстетика приусадебного участка.

 

      Реализация программы создаёт условия не только для эстетического воспитания, но и для освоения нравственных ценностей и вовлечения детей в трудовую деятельность.

       Формирование эстетического отношения к труду необходимый аспект общего воспитательного процесса. Ведь эстетическое начало труда заключается в красоте создаваемых вещей, предметов.  В данное время идёт духовное возрождение народов России, поэтому в своей программе во многих случаях обращаюсь к старинным играм и обычаям.

       На данный момент в Петропавловском детском доме реализовано содержание первого и второго года программы.

       В ходе реализации программы мною разработана серия занятий по приобщению детей к восприятию прекрасного.

        Содержание занятий направлено на то, чтобы дети научились воспринимать эстетику, как искусство: свои умения и навыки художественного творчества, а также полученные знания о культурных традициях и обычаях учились применять для оформления своего    быта, приусадебного участка и выбора стиля, имиджа во внешнем облике.

      В своей работе отдаю предпочтение формам и методам, которые стимулируют творческую активность, развивают самостоятельность и инициативность. Это следующие методы: наглядный, практический, проблемно-поисковый, метод инсценизации, метод сравнения, метод проекта и пропедевтический.

      Также часто использую творческие задания, игровые ситуации. Практически на каждом занятии мы с ребятами сравниваем быт и моду разных годов с современной жизнью. Эти формы и методы делают процесс обучения увлекательным.

      Очень эффективен метод проекта. В процессе работы над проектами ребята учатся создавать изделия, оформлять интерьер квартиры. Воспитанники, определившись с тем, что и как они будут создавать, представляют множество идей, эскизов с подробным описанием всех принимаемых решений. В конце творческой деятельности дети анализируют весь процесс проектирования от начала до конца, а также оценивают качество изготовленного изделия.

      Так, в детском доме проходил конкурс проектов «Моя школьная форма». Многие девочки смоделировали и сшили для себя школьную форму.

       Реализуя проект «Наш двор» ребята семьи не только внесли предложения по оформлению нашего двора, но и активно участвовали в его реализации. Так на территории детского дома появился небольшой уголок деревенской усадьбы. Мальчики принимали активное участие в изготовлении беседок, паровозика, которые украшают территорию нашего дома.

       Прежде, чем приступить к работе над проектом «Моя комната», была проведена серия занятий, например, такие как «Твоя комната - твой характер», «Привычка к порядку - это просто счастье какое-то». На занятиях рассматривалась взаимосвязь характера человека и комнаты, в которой он живёт. Ведь каждое жилище хранит индивидуальность своего хозяина. Рассматривали, какие цветовые гаммы можно использовать при оформлении комнаты. Каждый проект ребёнка старались реализовать.

       В настоящее время дети применяют свой творческий опыт для эстетического оформления интерьера семьи:

  •  некоторые воспитанники в совершенстве владеют техникой бисероплетения и своими работами украшают интерьер своего дома.
  •  в свободное время дети семьи с увлечением вяжут салфетки,  которые прекрасно смотрятся в интерьере комнат.

 

  •  из наблюдений за деятельностью детей был сделан вывод, что они научились создавать уют в доме, применяя полученные знания из области комнатного цветоводства, создав небольшой зелёный уголок в группе-семье.

      Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития детей, развивается активность, которая приводит к большей самостоятельности; у детей укрепляется чувство социальной ответственности.

      В работе по эстетическому воспитанию помогает и то, что все дети семьи посещают кружки: ЦДПИ, девочки - швейную мастерскую, мальчики - столярную мастерскую, три воспитанника посещают художественную школу.

     Полученные навыки ребята применяют для изготовления украшений, которыми дополняют свои наряды; изделиями, сделанными в мастерских, украшают интерьер своей комнаты, квартиры. Так, например:

  •  девочки, шьют модные, стильные одежды и благодаря проведённой работе по программе уже самостоятельно выбирают собственный стиль, соответствующий фигуре, внешности, образу жизни, привычкам и интересам.
  •  так же девочки увлекаются вязанием, учатся со вкусом одевать себя и своих младших сестёр.

 

  •  многие дети с большим удовольствием изготавливают подарки своими руками, например: на Пасху - пасхальное яйцо, на день рождение - игрушки из глины. Подготовка подарков к праздникам и поздравление любимых и близких людей формирует в детях нравственные и эстетические представления, помогает включить воспитанников в реальную социальную действительность.

      Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

       Я на одном из занятий объясняла детям, что элегантность во многом зависит от внутренней культуры человека, от развитого эстетического и художественного вкуса. Для того чтобы ответить на вопросы «почему?» детей использую банк вопросов. Ответы на вопросы стараемся с детьми находить вместе, для этого использую метод проблемного обучения. На занятиях создаю проблемную ситуацию. Этот метод способствует подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. Так на одном из занятий дети отправляются на аукцион платков, где приобретают нужные платки для завершения образа представленных моделей.

На занятии дети узнали о том, когда появилось предложение носить  шали; из журналов мод, какие бывают платки, когда платки преобразовались в шарф, и как можно дополнить костюм платком; девочки учились украшать свои одежды шарфами и платками, а мальчики завязывать галстук (ведь галстук берёт своё происхождение тоже от платка).

       Для того, чтобы воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка, в группе-семье создано «Ателье мод», где мы часто играем в модельеров. Дети не только подбирают подходящий аксессуар к платью, но и сами моделируют одежду. Часто использую на занятии игру «Весёлые модельеры и портные», где дети младшего школьного возраста, используя макеты кукол, подбирают подходящие им наряды.

        На заседании «Ателье мод» рассуждаем о том, что мода - это не закон для слепого подражания, а лишь толчок для игры фантазии и творчества. Также в группе-семье работает «Салон красоты», где девочки учатся создавать причёски и выполняют макияж, учатся подбирать туалетную воду, духи, пользоваться различными кремами, парфюмерией.

         В конце занятий использую «пропедевтический метод» для того, чтобы вызвать у детей интерес к следующему занятию.

         В ходе реализации программы «Эстетическое воспитание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей младшего, среднего и старшего школьного возраста в условиях детского дома» первого года (2009-2010 учебного года) по разделу «Мир моды» направления «Эстетика внешнего вида» дети получили сведения из области парикмахерского искусства, косметологии и модных тенденций в мире моды. Анализируя результаты реализации работы по данному направлению и результаты тестирования можно сказать, что дети систематически расширяли свои знания в области создания своего неповторимого образа, стиля.

        В семье в течение всего года продолжал работать «Салон красоты», где девочки учились секретам парикмахерского искусства. Многие девочки, которые выполняли причёски, то есть выступали в роли парикмахеров, почувствовали в себя  мастером модных причёсок. Девочки семьи выполняли несколько вариантов изящных причёсок, не при этом, не тратя много времени. Превращение в принцессу было для многих удивительным событием. По итогам работы салона в семье были организованы фотоконкурс «Праздничные причёски», где мальчики семьи выступили в роли фотографов, и, конечно, бал причёсок, ставший традиционным. По материалам фотоконкурса был создан фильм «Причёска, сотворённая мной», а также материалы фотоконкурса были опубликованы в газету «Шажок».

        На занятиях по теме «Ваш чудный образ: страничка - косметичка» направления «Эстетика внешнего облика» дети получили сведения по уходу за руками, о макияже на каждый день и на все случаи жизни, об использовании природной косметологии. На занятиях по теме «Наша одежда: модные тенденции в мире одежды» дети семьи были ознакомлены со сведениями о цветовой гармонии в одежде, с аксессуарами, а также с историческими сведениями головного убора - платка (шёлкового платка). Одежда для человека значит многое. Дети семьи, благодаря одежде, учились создавать для себя отличительный от всех образ. Некоторые говорили: «Одежда - не самое главное, так как образ - имидж человека зависит от одежды, причёски и внутреннего мира (вкуса) человека». А многие: - «...по одёжке встречают, а значит, одежда играет хоть не главную, но всё-таки  важную роль. Носить любую одежду легко, а вот сшить её - нужно научиться». Девчонки с желанием посещали кружок «кройки и шитья», где шили одежду на свой вкус (в основном, сшитые вещи - это брюки и праздничные костюмы).

      Обучая детей по разделу «Творцы моды» в направлении «Эстетика внешнего облика» у воспитанников обогатился опыт художественно-творческой деятельности в формировании своего стиля для создания художественного образа, где они ознакамливались со сведениями о творческой деятельности в мире высокой моды следующих модельеров: Джанни Версаче, Валентино Гаравани, Пьера Кардена, Габриэль Шанель, Натальи Зайцевой, Алечуса.


Эпизод занятия



       Сейчас я попробую провести небольшой эпизод занятия с использованием нескольких перечисленных методов.



      Уважаемые коллеги! Я попрошу вас выступить в роли детей..

14 октября в России отмечается великий христианский праздник. Кто знает, какой? (Покров)

       Может быть мне кто-то подскажет обычаи этого праздника. (ответы)      ( некоторые хозяева в этот день затыкают кое-где пазы        мохом и приговаривают: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!»; в этот день пекут блины, и это называется «Запекать углы»; в октябре, особенно на Покров, - последний сбор груздей и рыжиков.)

       К Покрову заканчиваются основные сельскохозяйственные работы. С этого дня начинаются так называемые свадебные осенние недели - самое удобное время для свадеб. По этой причине праздник Покрова считался «покровительным» для заключения браков. По примете, если на Покров выпадает снег, что напоминает свадебное покрывало или фату, это сулит много свадеб. Свадьба для молодых очень яркое и трогательное событие. В день свадьбы каждому из вас захочется быть особенно красивыми. Выбор свадебных нарядов - это, пожалуй, и наиболее приятное мероприятие в череде предпраздничных хлопот. Особое внимание уделяется платью невесты, ведь она - королева бала. Многие ошибочно полагают, что свадебной моды вообще не существует. Считают, какие платья надевали в день бракосочетания век назад, практически такие же - и сейчас. Действительно, обратите внимание на репродукции великих художников, в изображении свадебного наряда невесты можно встретить немало элементов сегодняшнего подвенечного убранства. Неизменным остаются атрибуты свадебного наряда: белый цвет, пышная юбка, фата. Но всё это говорит лишь о традиционности свадебного торжества. Сегодня можно выделить несколько образов, предполагаемых ведущими дизайнерами. И сегодня мы познакомимся с этими образами. Для обыгрывания этого эпизода мне понадобится несколько человек

      У каждого из вас на карточках описан один из образов свадебного платья, и вам необходимо из предложенных вам нарядов выбрать соответствующий образ. После того, как вы закончите работу, я хочу услышать от вас мнение о том, почему именно такой вариант образа вы выбрали. С этим заданием, думаю, вы справитесь за 2 минуты.

(Самостоятельная работа)

      На этом занятии мы говорим о традициях свадьбы, и пока наши коллеги работают, я попрошу вас ответить на такой вопрос: «Как вы думаете, почему свадебное платье традиционно белого цвета?» (Многие говорят, что этот цвет символизирует скромность и чистоту невесты. Но это неправильно. На самом деле белый цвет - цвет траура. Да, именно так. Чёрный цвет в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как утверждают историки, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Итак, белое платье - это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода.)

     Я попрошу группы показать результат своей работы и ответить на вопрос «Почему именно этот свадебный наряд соответствует предложенному вам образу?»

(Демонстрация готовых работ)

       Участвуя в этом фрагменте занятия, вы, наверное, все заметили, что были использованы следующие методы: проблемно-поисковый, практический, метод сравнения, наглядный, метод групповой работы.

      Используя эти методы и проводя подобные занятия, я заметила, что дети успешнее усваивают материал. Включаясь в процесс обсуждения, учатся планировать общую деятельность, им приходится учитывать мнение товарища, дети приобретают опыт коллективной работы. Детей привлекает яркость макетов, и они работают с большим удовольствием, поэтому полученные знания отличаются глубиной и прочностью. Этот процесс доставляет детям огромное удовольствие и позволяет активизировать мышление, воображение, способствует развитию творческой инициативы и эстетического вкуса. Это те качества, которые необходимы для дальнейшей социальной адаптации воспитанников в современном обществе.

      Подготовка детей к дальнейшей самостоятельной жизни формируется при реализации программы так же по разделу «Твой дом - твоя обитель» направления «Эстетика быта». В данном направлении  проводились лекций-рекомендаций (о мытье пола, окон, зеркал, светильников), также лекций «Полезно знать» (о «секретах» по уборке жилища). В течение года было выпущено две брошюры:

  •  «Словарик дизайнера интерьера: полезные советы для вашего дома»;

 

  •  «Сундучок секретов: секреты хозяек по генеральной уборке».

      Дети приняли участие в конкурсе проектов «Наш дом», внесли предложения по оформлению интерьера своей семьи - создание картинной галереи в морской тематике. Эстетическую обстановку семьи в течение года создавали девочки. Благодаря их задумке, фантазии и упорству созданы шесть красивых изделий в морской тематике, которые  будут украшать интерьер нашей семьи. Девочки старались воплотить мечту, - создание картинной галереи в морской тематике, в реальность. Кроме того, и на кружке «Умелые руки» воспитанницы создают картины и работы для оформления интерьера дома. Каждая работа, выполненная, (а их четыре) отличается индивидуальностью. В основном на этом кружке создаются картины (работы) из природного материала и из ниток. Это простые картины, но в интерьере они смотрятся прекрасно.

      На занятиях по разделу «Интерьер дома» направления «Эстетика быта»  дети получали сведения из области домашнего быта. Это самая важная роль любого человека в его самостоятельной жизни. С этой ролью люди справляются по-разному, поэтому воспитанники старались научиться многим вещам для того, чтобы этот быт был действительно домашним. Дети получали сведения о национальных традициях чайных вечеров, о чайных церемониях в России и Англии. В семье в течение года дети пытались обучиться навыку гостеприимства и правилам сервировки стола. С пониманием относились друг к другу, когда что-то не получалось. Так же узнали много интересных вещей, например, что скатерть - это платье для стола. Каждая женщина придаёт своему платью огромное значение ведь, прежде всего,  в нём она прекрасно выглядит. Вот и про скатерть нужно обязательно помнить, что она основа всей композиции стола. Скатерти чистые, хорошо проглаженные и аккуратно постеленные придают столу торжественный, праздничный вид.

      Сервировать стол для праздника и торжественных случаев учились воспитанники и в нашей семье, так как это будет необходимо каждому в самостоятельной жизни. Кроме торжественных случаев (для гостей), сервировали стол просто для себя (для чая). Также была издана брошюра по данному направлению работы «Ключи к секретам интерьера» по теме «Эстетика сервировки стола».

        Раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, его природного и творческого потенциала, оценка развития фантазии и творческих способностей стало возможно благодаря реализации программы по направлению «Фантазия и творчество - основа эстетики». Дети принимали участие в различных конкурсах («Лучший макияж Страны чудес»; «Реклама» комических походок; «Обладатель самого нелепого костюма»; «Костюм для сестры»; «Цветок для принца»; «Наш комический футбол»; «Переведи Золушку через ручей»); в мероприятиях («День творчества», «День принцев», «День Золушек», «День рекордов», «День наоборот»). Использовалась сказочная релаксация и импровизация. Из наблюдений был сделан вывод, что благодаря работе по данному направлению, дети применяли эстетические навыки при создании уюта в семье (в интерьере комнат).

       Таким образом, результаты реализации программы показывают, что проводимая работа эффективна и способствует целенаправленному развитию у воспитанников: художественно-эстетических взглядов и убеждений, развитию интереса к внешнему виду и быту; умений и навыков художественного творчества; эстетической восприимчивости и отзывчивости; личностных качеств, благодаря обогащению внутреннего мира воспитанников эстетическим опытом и неразрывной связи с общественно-ценным опытом.

        Также проводимая работа по эстетическому воспитанию создаёт благоприятный фон для целенаправленной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

КУ "Петропавловский детский дом"

75 лет логотип

© 2013 ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ.

  • c-youtube