Организация издательской деятельности
в Петропавловском детском доме.

Автор: Полошкова Нина Алексеевна - библиотекарь  КОУ «Петропавловский детский дом»



     Одним из наиболее острых вопросов современных интернатных учреждений является проблема подготовки квалифицированных специалистов, знающих особенности взаимодействия с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Ощущается острое противоречие между реальной подготовкой педагогов и потребностями образовательной системы детского дома.

     Серьезнейшей проблемой детского дома также является слабая научно - методическая оснащенность педагогического процесса. Наблюдается острый дефицит специализированных методических разработок. Особо значимой задачей для педагогов детского дома является разработка конкретных программ и методических материалов для работы с воспитанниками детского дома, внедрение их в жизнь.

     Одним из направлений, способствующих профессиональному росту, развитию профессиональных интересов  и реализации творческих идей педагогов является организация в образовательном учреждении издательской деятельности. Организация в детском доме издательской деятельности - это попытка дать педагогам материал, который будет способствовать активизации профессионального интереса к детям, воспитывающихся  в условиях детского дома.



При помощи  издательской деятельности в детском доме можно:
1) изложить сведения, подлежащие распространению;
2) разъяснить методы и приемы воспитания;
3) проанализировать и обобщить педагогический опыт;
4) сделать творческие находки одного педагога детского дома достоянием его коллег;
5) сориентировать в текущих событиях;
6) рассказать о проведенном деле.
В Петропавловском детском доме  условиях реализации основных направлений  опытно - экспериментальной работы   возникла необходимость организовать издательскую деятельность. Цель: повышение профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов.



Задачи:

1. Поддержка инновационной деятельности педагогов детского дома.
2. Обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях образования по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников детского дома.
3. Создание методической копилки инновационных психолого-педагогических приемов в работе с воспитанниками детского дома.
4. Создание и тиражирование различного рода печатной продукции детского дома.
Для реализации этих задач в детском доме с сентября 2007 года созданы методические центры: проектно-методический, информационный, экспертный, мониторинговый. Каждый, из  центров имеет свои задачи в общем деле воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворяет актуальные потребности педагогов и оперативно представляет продукты своего труда через издательскую деятельность. Методические центры издают  материалы, отражающие  опыт и достижения педагогического коллектива  детского дома. Также   регулярно на страницах  издательских продуктов освещают события жизни детского дома педагоги совместно с воспитанниками и детский орган самоуправления.



Таким образом, организацию работы издательской деятельности можно  представить следующим образом:

1. Педагогические издания:

  •  брошюры (обобщение опыта работы, воспитательные программы,   методические рекомендации, памятки);
  •   методическая листовка;
  •  буклеты (рекомендательный список литературы, информация о   конкурсах).

2. Совместные издания педагогов и воспитанников:

  •  газета «Шажок»;

3. Детские издания:



  •  брошюры «Детское творчество»;
  •  газета «Вестник месяца».

Коллектив педагогов и детей  Петропавловского детского дома стал практически издательством в миниатюре, так как выпускает восемь видов печатных изданий. Ко всем изданиям предъявляются общие требования:

  •  небольшой формат;
  •  каждый издательский продукт имеет свой дизайн;
  •  первая страница любого издания содержит следующую информацию:

Название образовательного учреждения
Логотип детского дома
Информация о печатном издании: название, номер, месяц и год выпуска.
          - на последней странице пишется адрес и информация  для связи (телефон, факс, адрес).
Педагогами детского дома ведется активная работа по выпуску методических изданий, каждое из которых имеет свое назначение.





                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                Таблица 1

При офорлении методических изданий педагоги тесно взаимодействуют со следующими службами  и организациями:

  •   Министерство образования Омской области;
  •   Институт развития образования Омской области;
  •   Образовательные учреждения района;
  •   Научно - методический совет детского дома.

Практическая значимость издательской деятельности в детском доме заключается в возможности использования материалов при разработке инновационных программ и повышении уровня профессиональной компетентности педагогов. При организации учебно-воспитательного процесса  педагоги пользуются следующими методическими материалами, выпущенными в детском доме:







                                                                                                                                                                   Таблица 2

       В рамках реализуемой программы развития воспитательной системы «Социальная адаптация воспитанников Петропавловского детского дома» педагогами детского дома разработано и внедряется 18 воспитательных программ.  

     Результаты работы по внедрению локальных воспитательных программ  оформляются в газете «Шажок», над изданием которой работают педагоги совместно с воспитанниками. Идея создания газеты в образовательных учреждениях не нова, но особенностью нашей работы является то, что каждый номер газеты представляет материалы по одному из направлений воспитательной работы. Тема позволяет  объединить статьи воспитанников и педагогов общей идеей, а их работу сделать направленной на приобретение воспитанниками навыков социальной адаптации. Поэтому название газеты  «Шажок» оправдывает себя, так как педагоги учат детей делать «первые шаги» в самостоятельную жизнь.

      Газета выпускается ежемесячно и содержит событийную информацию, содержащую новости, информационный повод (заметки, интервью, репортажи, отчеты), а так же используется для обмена мнениями по совершенствованию  учебно-воспитательного процесса в детском доме.



      Газета «Шажок» имеет следующую структуру:

  •  На первой странице должны быть размещены следующие материалы информация о содержании выпуска газеты, цитата, стихотворение, подборка фотоматериалов, содержание которых определяет тему газеты.
  •  Материалы об интересных делах, событиях, проходивших в детском доме, обсуждение проблем социальной адаптации воспитанников печатаются на второй и третьей страницах.
  •  В газете широко представлено творчество воспитанников детского дома. Материалы с творческими работами детей расположены на четвертой странице.
  •  Особое место среди публикаций занимают материалы, знания которых пригодятся воспитанникам в самостоятельной жизни (полезные советы, поучительные истории и т.д.). Эта информация печатается на пятой странице газеты.
  •  Последняя страничка содержит развлекательную информацию (кроссворды, загадки, шутки, розыгрыши, игры).

     Совместная работа педагогов  и воспитанников над изданием газеты «Шажок» - это прекрасная возможность создания в детском доме настоящего творческого коллектива взрослых и детей, где реализуются принципы демократизации жизни в детском доме.

     Детский орган самоуправления « Республика Детства» издает в детском доме ежемесячную газету «Вестник месяца». Для активных, любознательных ребят детская газета - это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание детской газеты - это жизнь детского дома в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная летопись жизни детского дома. В газете «Вестник месяца» ребята  пишут о том, как учатся, как занимаются спортом, о своих любимых занятиях. На страницах газеты дети обсуждают откуда в людях жестокость , как бороться с несправедливостью, кого можно считать настоящим другом и сравнивают свой собственный взгляд на проблему с мнением ребят детского дома.

      «Наше творчество» - под такой рубрикой издаются в детском доме брошюры, в которых печатаются творческие работы воспитанников (стихи, сказки, фотографии с изделиями детского творчества).

      Приобщение  воспитанников к издательско-оформительской деятельности помогает развивать в них творческие способности, способствует активному сотрудничеству в любом виде деятельности, развивает умения и навыки работы на современной компьютерной технике. Компьютерная верстка материалов позволяет воспитанникам  не только реализовать знания по информатике, но и пополнить их, формировать интерес к компьютерному дизайну. Поисковая и оформительская деятельность, литературное и художественное творчество при подготовке печатных изданий дает возможность ребёнку самореализоваться и является средством социальной активности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.



Издательская деятельность  становится важным элементом построения информационного пространства детского дома.



      1) Деятельность педагогов по изданию методических материалов в детском доме способствует росту их профессионального мастерства, расширению спектра представлений о различных формах и технологиях работы с воспитанниками детского дома, оказанию личной и профессиональной поддержке, созданию единой методической копилки инновационных материалов, обмену опытом между педагогами.

      2) Периодически выпускаемая издательская продукция в будущем может стать настоящим «хранителем традиций детского дома», летописью учреждения, содержащей информацию обо всех сторонах жизни за время издания. Обратившись к ранее выпущенным номерам издательской продукции, можно познакомиться с творческими находками воспитанников и методическими находками педагогов детского дома. Познакомиться с этими материалами имеют возможность представители других образовательных учреждений.

      3) Периодически выпускаемые издания играют важную роль в организации учебно-воспитательного процесса, так как содержание издаваемых материалов способствует социальной адаптации воспитанников детского дома.

Таким образом, издательская деятельность в детском доме эффективно решает проблемы методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогов и социальной адаптации воспитанников детского дома.







Список литературы:

1. Набойкина Е.В. Азбука методической работы с педагогами психологами - М., 2007.

2. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах - интернатах - М., 1986.

3. Ромадина Л.П. Организационно-методические материалы для директоров школ, заместителей директоров - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

1.jpg
75 лет логотип

КУ "Петропавловский детский дом"

© 2013 ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ.

  • c-youtube