Описание практики работы по программе

«Экономическое воспитание детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей  средствами игровой деятельности».

Автор:  Андреева Елена Александровна, воспитатель второй квалификационной категории

   Проблема социально-экономической адаптации выпускников детского дома одна из острейших и требует создания специальных условий для приобретения ими экономических знаний. Бережливость, точность, оперативность, деловитость А.С.Макаренко не называл экономическими качествами, но связывал их с характеристикой хозяина-гражданина своей страны, а это, как известно, главная цель экономического воспитания. Важной особенностью воспитанников детского дома присущая им психология иждивенства и непонимания материальной стороны жизни. У них нет условий для формирования необходимых для предстоящей жизни полезных навыков разумной домашней экономики,  так как нет опыта пользования деньгами, приобретения товаров первой необходимости.

            Поэтому возникла необходимость в разработке программы «Экономическое воспитание детей-сирот и, детей оставшихся без попечения родителей по средствам игровой деятельности»

Цель программы: формирование готовности детей-сирот к решению социально-экономических задач средствами игровой деятельности.

Задачи:



    1. Формирование у воспитанников основных знаний об источниках доходов и статья расходов людей.

    2. Формирование уважительного отношения к результатам трудовой деятельности людей.

    3. Воспитание жизненно важных качеств личности: бережливости, экономичности, рациональности.

Программа рассчитана на 3 года, предполагает реализацию намеченных задач в четырех направлениях:



     1. Труд и продукт
     2. Деньги, цена
     3. Наука экономика. Потребности и возможности
     4. Полезные навыки и привычки бережливости


            Каждый год воспитанники получают знания по всем четырем направлениям. В данное время проработано содержание первого и второго года программы.

            В ходе реализации программы по экономическому воспитанию воспитанников по разделу «Наука экономика. Потребности и возможности» дети узнавали, из чего складывается бюджет семьи, ведь именно бюджет рассматривается как отправная точка домашней экономики. Бережливость, расчетливость, экономность-все эти начала рационального поведения непременно присутствует при ознакомлении детей с понятием «бюджет». Эти качества необходимы человеку, который хочет научиться жить по средствам и разумно оценивать свои потребности. Умение правильно, осмысленно распоряжаться своими финансами приходит не сразу. А также о том, как создаются богатства, материальные благи. Получали знания о налогах как фиксированных платежах. На занятии «Кредитование» дети обсуждали вопросы о выгоде кредитования, а также пробовали себя в роли заемщика и  получили удовольствие от самого процесса, от исполняемых ими ролей; Воспитанникам приходилось решать экономические задачи и ситуации, отстаивать собственную позицию.

            На занятиях по блоку «Труд и продукт» получали представление о следующих понятиях: о зарплате как основном  источнике доходов семьи, о видах зарплаты, ведь зарплата учитывает, как трудился работник. Чем качественнее и производительнее труд, тем выше его оплата. Ведь труд дает все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. Только на примере трудовой деятельности мы можем помочь воспитанникам понять, что труд- это такая деятельность, которая позволяет людям обеспечить себе и близким условия нормальной жизни и материальный достаток.

            Одним из этапов программы по экономическому воспитанию является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим явлением - деньги. Очень важно донести до сознания детей связь понятий « труд» и «деньги». На занятиях в блоке «Деньги, цена»,  дети узнавали, когда и где появились первые деньги, о деньгах дальнего и ближнего зарубежья, о том, чем занимается наука «Нунизматика». Знакомясь с работой банка, учились оформлять денежные вклады и снимать деньги со счета, учились заполнять чековую книжку. Процесс обучения на этих занятиях был максимально приближен к реальной жизни.  Также обсуждали с детьми расходование карманных денег, которые они получают ежемесячно, с целью правильного и рационального отношения к деньгам, решали вопросы о товарах первой необходимости.

            Блок «Полезные навыки  и привычки бережливости» реализуется ежедневно, через организацию практической работы с детьми, такой как экономия электроэнергии и воды.    Совместно с детьми провожу рейды: «Самый аккуратный учебник», «Рейд 220». Результаты проводимых рейдов еженедельно оглашаются на линейке и описываются в газете детского дома «Шажок». В воспитании у детей рационального поведения определяющим методом является наглядный пример взрослого. Например, уходя из помещения семьи, предлагаю детям посмотреть, везде ли выключен свет.

            На занятиях часто использую наиболее эффективный метод обучения экономике - игровой, так как:

  •  игра является имитационным методом, способствующим подготовке воспитанников к жизни, например, на занятии «Бюджет семьи» дети рассчитывали доходы и расходы, решали экономические задачи и ситуации, отстаивали собственную позицию; проблемные ситуации вовлекают детей в активный мыслительный процесс.
  •  в играх обязательный момент соревнования. Это всегда приводит к усилению самоконтроля детей, а главное, к активизации познавательной деятельности. Например, в игре «Что мы знаем о деньгах», завоевание победы, выигрыш очень сильный мотив, побуждающий детей к деятельности. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задачи.

            Использование этого метода позволяет активизировать познавательную активность детей и облегчает усвоение сложных экономических понятий. Кроме того, способствует развитию таких качеств, как внимание, память, логическое мышление, умение действовать коллективно. Дети активно закрепляют полученные знания в своих играх. Несмотря на то, что ситуация игры - ситуация условная, воспитанники постоянно закрепляют знания о жизни людей, их труде в повседневной жизни. Поэтому закономерно считать игру источником усвоения детьми целого ряда экономических понятий, в том числе и усвоения, правил обращения.

            Основное влияние на успешность протекания экономической социализации имеет непосредственный опыт ребенка в экономической, трудовой сфере деятельности, поэтому в рамках программы планируется проведение бизнес-игры. Привлечение детей к управленческой деятельности, так же как и создание атмосферы бережного отношения к общественному добру, учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности.

            Кроме этого используются групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Также предлагаются разнообразные формы творческой деятельности, использование познавательных заданий, которые развивают любознательность, экономическое мышление, креативность. Занятия включают ознакомление воспитанников с экономическими понятиями, встречающимися в повседневной жизни. В системе экономического воспитания большое значение имеют экскурсии в магазин, банк.

            На занятии «Вода и жизнь» дети учились делать расчеты по выплате электроэнергии.  Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своей страны, воспитанники осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, электроэнергии), приобретают элементарные навыки ориентировки экономических явлениях.

            Дидактическая игра «Веер» - это игра начинается по команде воспитателя. Каждый ребенок должен записать на лист, начиная сверху, ответы на вопросы: что такое богатство? Какое объяснение можете дать этому понятию? После того, как дети написали свои ответы, загибается лист так, чтобы ребенок рядом сидящий не видел, какой ответ был написан. Так продолжается пока последний ребенок не напишет свои ответы. Далее идет сравнение определения. Игра «Товар и услуга», где дети учились отличать товары от услуг, опираясь на ранее полученные знания.  В результате проведение этих игр у воспитанников уточнялись и закреплялись представления о мире экономических явлений, терминах, приобретались новые экономические знания, умения и навыки. Воспитанники, совершая большое количество действий, учились реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышало прочность и осознанность усвоение знаний.

           Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие. В процессе комплексно-тематических занятий («Вода и жизнь», «Энергосбережение» -  для всех и для каждого») новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую и другие виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

           Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) - это своего рода праздники - яркие, необычные. У воспитанников пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Экономический калейдоскоп», «Что мы знаем о деньгах». Для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравиться нестандартные вопросы, веселые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывания кроссвордов, ребусов, тестов), разыгрывание экономических ситуаций, которые позволяют по-новому взглянуть на жизнь.

            Особый интерес вызывает  развлечение «Бизнес-игра» включающая экономические, нравственные, трудовые задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе этой игры, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность.

            Для усвоения экономических знаний использую самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. На занятиях использую рассказы с экономическим содержанием, и элементы устного народного творчества: пословицы и поговорки.

            Значительное место на занятиях отвожу рубрике «Путешествие в прошлое», для того, чтобы воспитать в детях такие качества личности, как нравственность, трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность. Современной молодежи внушается мысль, что главное в этой жизни - наслаждение, а деньги- лишь средство удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно совсем другое отношение к деньгам, богатству.  На занятии  «Труд- основа жизни», приводила примеры о богатых русских купцах, предпринимателей 19 в., которые считали, что деньги - это ответственность перед народом, поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. На Занятии «Семейное хозяйство» обсуждались вопросы о ведении домашней работы в первобытной общине, в Древней Руси.  Здесь экономическое содержание развертывается перед воспитанниками в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, способность ориентироваться  ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи воспитанники открывают для себя новую сферу социальной жизни людей- экономическую.

            Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.  Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

            Я предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия с использованием нескольких вышеперечисленных методов. Для проведения этого фрагмента занятия, необходимо  разделиться на две группы.

В своей повседневной жизни вы нередко встречались с рекламой. Скажите, какая бывает реклама? (Ответы)



  • Верно. Реклама бывает разная: это и  газетные объявления, радио-и телереклама, щитовая, реклама движущаяся (на транспорте - автобусах, троллейбусах). В создании рекламы участвуют многие люди: художники, артисты, поэты, конструкторы и много других людей разных профессий, в зависимости от вида рекламы. И сейчас я предлагаю вам самим создать рекламу. 1 команда - представьте,  что вам необходимо продать: «Хлебобулочные изделия» и 2 команда «Детский понадол-безопасное жаропонижающее и обезболивающее средство для детей». У вас в конвертах имеются образцы, вы должны придумать и защитить такую рекламу своему товару, чтобы его захотели купить, что без вашего товара не обойтись. Время 10 мин.
  •  Слово представителем рекламы «Хлебобулочные изделия». (Выступление первой групп) Спасибо. Как вы считаете можно ли купить вашу продукцию?
  •  А теперь слово представителем другого рекламного агентства? (Выступление второй группы).
  •  Спасибо. Скажите, убедила ли вас эта реклама в том, что это самый удачный выбор при заболевании? (Ответы)
  •  Спасибо представителем обоим команд. Реклама бывает скучная, прикольная, познавательная и непонятная, а также честной и нечестной. Вспомните стихотворение  С.Михалкова «Как старик корову продавал». Для продажи этой коровы была дана нечестная реклама. Но старик дал корове такую рекламу, что даже сам поверил, что его корова дает много молока, и раздумал ее продавать. И прежде чем покупать, нужно хорошо посмотреть, какого качества этот товар. 

           В этом фрагменте занятия вы увидели такие приемы:

 

1) наглядный, когда дети работали с картинками;

2) проблемный, когда дети из представленных им сюжетных картинок выбирали верный;

3) практический, здесь дети сами составляли рекламные буклеты;

4) метод сравнения, когда воспитанники выбирали между предлагаемыми вариантами образцов.

            Благодаря использованию этих методов у детей развивалось логическое мышление, речь, воображение, фантазия.



  В своей работе я стараюсь использовать формы и методы:

 

  •  метод диалога;
  •  метод воспитывающих ситуаций с нравственно-экономическим содержанием;
  •  обращение к личному опыту детей;
  •  убеждение, пример;
  •  индивидуальные беседы;
  •  комплексно-тематические занятия;
  •  сюжетные задачи;
  •  логические, арифметические, экономические задачи;
  •  экскурсии

            Бережливость, экономность, деловитость, расчетливость, предприимчивость и другие качества человека как носителя экономических отношений и производительной силы должны трансформироваться в нравственные качества. Тем самым будет обеспечиваться единство экономического образования и нравственного воспитания. Появление экономически грамотного и нравственно устойчивого поколения обеспечит нравственный иммунитет к влиянию негативных факторов социальной среды и социальную стойкость. Поэтому следует обеспечить воспитанникам социальную отзывчивость и в особенности эмоциональную поддержку в любых ситуациях.  В этом случае дети оказываются более защищенными от трудностей развития и превратностей жизни.

           Проводимая работа по экономическому воспитанию создает благоприятный фон для целенаправленной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

1.jpg
75 лет логотип

© 2013 ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ.

  • c-youtube