Занятие «Вода и ее значение в жизни людей»

Автор: Андреева Елена Александровна

                           воспитатель первой

                                                           квалификационной категории

 

Цель: способствовать формированию новых знаний о воде.

 

Задачи:

1) Учить экономному использованию воды в реальных (бытовых)  условиях; заполнять квитанции по воде.

2) Способствовать воспитанию экономности, бережливости.

3) Способствовать формированию позитивного отношения к экологической грамотности и экологической культуре.

 

Оборудование: глобус, карточки с заданием, квитанции по оплате услуг на воду  по количеству детей, мультимедийная установка, ручки.

 

Сценарный план:

 

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Беседа «Вода и ее значение в жизни людей».

4. Работа в группах. Составление правил бережного и экономного пользования  воды.

5. Практическая работа.

6. Итог занятия.

7. Заключительное слово.

Ход занятия

 

1. Организационный момент.

 

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть сегодня всех вас на занятии. Сегодня на занятии мы рассмотрим одну из актуальнейших проблем нашей планеты. Я надеюсь, что на занятии вы будете внимательны и активны.

 

2. Сообщение темы и цели занятия.

 

- Ребята, взгляните на карту мира.  Какого цвета больше на нем? (Ответы детей).

 

- Больше всего на нем голубой краски. А голубым цветом изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее ничем.

 

Вода, о ней с древних времен складываются легенды, мифы, сказки. Она была всегда помощником – от неизлечимых болезней до несчастной любви у знахарей и экстросенсев. А уже в XX в. эта жидкость начала удивлять и ученых своими чудесными загадками. Поэтому тема нашего занятия была выбрана не случайно «Вода и ее значение в жизни людей». И сегодня на занятии мы поговорим о том, как люди используют воду, о ее роли в жизни людей.

Я думаю, что знания, которые вы получите на занятии, обязательно пригодятся вам в самостоятельной жизни, ведь вам придется постоянно сталкиваться с оплатой коммунальных услуг, а именно воды.

 

3. Беседа «Вода и ее значение в жизни людей».

 

- Все вы знаете, что на Земле больше всего морской воды, и она составляет 97 %, и только 3% - пресной, это водные ресурсы земли.

 

- А кому нужна вода? (Ответы детей).

 

- Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды менее 10.

Ученые считают, что в среднем потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и с пищей составляет 3-6 л. в сутки.

 

- А как люди используют воду? (Ответы детей).

 

- Вода нужна нам не только для питья. Без нее не умоешься и не постираешь. Посмотрите на экран. Например, в день на одного человека приходится воды:

- мытье рук, не закрывая крана – 6-8 л.;

- чистка зубов, не закрывая крана – 6-8 л.;

- ополаскивание унитаза – 15 л. за один спуск;

- душ – 15-20 л. в минуту;

- ванна – 150 л.

 

Уборка городских улиц и мытье машин тоже требует немало воды. И часто из-за халатного отношения к воде, через тоненькую струйку из незакрытого крана в течение суток выливается 500 л. воды.

 

- Какова же роль воды в жизни человечества? (Ответы детей).

 

- Вода добрый друг и помощник человека. Она удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие.

 Вода  воспринимается нами, как привычный повседневный спутник нашего быта. Промышленные предприятия строятся около крупных рек, пищевая промышленность тоже связана с немалыми количествами воды. Орошаемое земледелие потребляет большую долю мировых запасов пресной воды.

 

Я думаю, эти данные вас тоже заинтересуют. Например, для того, чтобы получить 1т. стали потребуется 280т. воды, на производство 1 кг бумаги уходит 700л. воды, чтобы вырастить 1т. пшеницы потребуется 1500т. воды.

- Какая вода требуется людям?  (Ответы детей).

 - Людям требуется только чистая вода, которой с каждым годом становится меньше. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

 - Заводы и фабрики потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества.

 

- Как вы думаете, что происходит в такой воде?  (Ответы детей).

- В воде гибнет жизнь. Рыбы, раки, растения – все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний. Река болеет, ее воды не могут быть использованы человеком.

- Что же нужно сделать, чтобы  защитить воду от загрязнений?  (Ответы детей).

- Чтобы очистить сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязненная вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают.

  Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. Установка очистных сооружений очень затратная для предприятий и многие не спешат их устанавливать. К чему это может привести?  (Ответы детей).

- Печальные ответы на этот вопрос дает наука экология. Она говорит: воды на Земле много, очень много, а чистой пресной воды почти уже нет. Некоторые государства уже привозят себе воду из других стран или перегоняют ее по трубам, как нефть. На Кубе и в странах Латинской Америки чистая вода - большая ценность, она стоит очень дорого.

 

4. Работа в группах. Составление правил бережного и экономного пользования  воды.

 

- Ребята, а как каждый человек должен беречь воду? (Ответы детей).

- Воду необходимо экономить и бережно использовать. Когда вода понапрасну течет из крана, его надо закрыть. Но бывает, мы зря расходуем много воды, даже не замечая этого. Обратите внимание на следующие цифры:

- за январь вы израсходовали воды -  140 куб.м. и заплатили 7.959 рублей;

- за февраль – 155 куб.м. и заплатили 8. 656 руб. 75 коп.

  Ребята, я предлагаю подсчитать разницу воды и денег за январь и февраль. Время 1 мин.

- А теперь хочется послушать, что у вас получилось. (Выступление детей).

- Скажите, какие можно выработать правила бережного и экономного пользования  воды? Предлагаю разделиться на две группы и составить такие правила.  У вас имеются карточки, выберите правильные ответы.  Время 1 минута.

(Работа в группах, составление правил).

 

Задание. Выберите правильные ответы.

 

Способы экономии воды:

 

Приемка душа

 

Приемка ванны

 

Установка счетчиков воды

 

Максимальная загрузка стиральной машины

 

Мытье посуды под краном

 

Мытье посуды в емкости

 

Мойка овощей и фруктов под проточной водой

 

Мойка овощей и фруктов в емкости

 

Регулярная проверка труб и кранов

 

 

- А теперь хочется послушать какие правила бережного и экономного пользования воды вы выработали. Слово представляется  представителем первой группе. (Выступление детей).

 

- Спасибо. Вы согласны с этими правилами. Какие можете еще предложить правила бережного и экономного пользования воды? (Выступление второй группы).

 

- Ребята, мне хочется добавить еще  некоторые правила бережного и экономного пользования  воды:

 

1) Ты моешь руки, умываешься под сильной струей, прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

 

2)Хотите охладить газированную воду и держите бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить бутылку в холодильник, а воду поберечь?   

 

3)Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот: сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды ты сбережешь! Для всего процесса чистки зубов требуется всего один стакан воды. А если держать кран открытым в течение 3 минут, можно спустить в канализацию до 45 литров впустую!

 

4) Мойте фрукты и овощи в кастрюле или другой посуде. Для мытья овощей и фруктов под проточной водой требуется около 15 литров. Тогда как для наполнения кастрюли или миски понадобиться всего лишь 3 литра.

 

5) Вы должны регулярно проверять ваши трубы и краны, чтобы убедиться, что они не имеют утечки. Даже одна капля воды в минуту, сочащаяся из старой трубы, может через год превратится в тысячи литров утекшей воды.

 

6)Мойтесь чаще под душем, а не в ванной. Набранная для мытья ванна – это около 200 литров воды, а моясь под душем на протяжении 5 минут, вы потратите всего около 50 литров.

 

7) Установите счетчик на воду. Это заставит вас экономнее относиться к расходам, следовательно — и к воде. Включайте стиральную машину только при полной загрузке.

 

8) Максимальная загрузка стиральной машины также способствует экономии воды. Копите вещи в специальной корзине для белья, а не стирайте по одной, ведь расход зависит от выбранной программы, а не количества одежды.

 

9) Мойте посуду в емкости, это  уменьшит объем потребляемой жидкости. Это основные способы экономии воды каждым человеком.

 

5. Практическая работа.

 

- Ребята, а вы знаете, как называется прибор, с помощью которого люди узнают, сколько воды они израсходовали за месяц, за год?  (Ответы детей).

 

- Он называется счетчик. Посмотрите, как он выглядит. Этот  прибор помогает экономить заработанные семьей деньги, и оплата воды производится согласно показаниям счетчика.

 

Например: на счетчике стоит число 850, а показания счетчика в прошлом месяце были 838, данные  также берутся из квитанций об уплате за прошлый месяц. Значит в этом месяце израсходовано 12 л. воды. Стоит сейчас 1 куб.м. – 55 р.85 коп, тогда плата за воду составит:

12 л. х  55,85 =  6.702 р.

 Глядя на образец, предлагаю каждому заполнить квитанции по воде. Время 3 мин.

 

Проверка выполненной работы.

 

- Теперь я предлагаю вам обменяться своими квитанциями с соседом и проверить правильность заполнения квитанций.

 

6. Итог занятия.

 

- А теперь подведем итог занятия. Предлагаю ответить на вопросы:

 

1) Почему нужно бережно относиться к водным ресурсам?

2) В одной шутливой песенке поется: «Потому что без воды и ни туды, и ни сюды». В каждой шутке есть доля истины. Что может случиться, если чистой воды на Земле не останется?

3)  Вспомните и назовите правила бережного и экономного пользования  воды.

 

7. Заключительное слово.

 

- Правильно, нужно беречь воду. А для этого нужно вовремя закрывать кран. Если мы экономно расходуем воду, то значит, экономим свои деньги, денежные средства и природные ресурсы, а это богатство всей нашей страны. Ведь экология и экономика не могут обходиться друг без друга, потому что они зависят друг от друга. Тема нашего следующего занятия будет называться «Электроэнергия для всех и для каждого».

Спасибо всем за участие.

 

Список литературы

 

1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для  7-8 кл.: общеобразоват.  учрежд. (предпрофильная подготовка). – 11-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 224с.: ил. ISBN 978-5-7755-1529-4.

 

2. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с.: ил. – (Академический школьный учебник). – ISBN 978-5-030165-7.

 

3. Школа юного экономиста. Разработки занятий для школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград.: Учитель, 2008 – 312 с.: – ISBN 978-5-7057-1415-5.

 

1.jpg
75 лет логотип

© 2013 ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ.

  • c-youtube