КУ "Петропавловский детский дом"
646432, Омская область, Муромцевский район, р.п. Муромцево, ул. Кооперативная д. 2, тел/факс (38158) 3-41-67
E-mail: post@petropavlovka-dd.omskportal.ru

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДОМА
НА 2012-2016 ГОДЫ
Содержание программы
Паспорт программы
Раздел 1. Состояние работы детского дома и основные проблемы функционирования.
Раздел II. Цели и задачи Программы.
Раздел III. Приоритетные направления развития детского дома и ожидаемые результаты.
Раздел IV. Ресурсное обеспечение Программы развития.
Раздел V. Система мероприятий по реализации Программы развития детского дома.
Информационная справка.
1.1.Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом
Казенное образовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Петропавловский детский дом»
1.2.Юридический адрес: 646430, Омская область, Муромцевский район, р.п. Муромцево-2, ул. Кооперативная, 2.
1.3.Фактический адрес: 646430, Омская область, Муромцевский район, р.п. Муромцево-2, ул. Кооперативная, 2
Телефоны: 8(38158)34167
Факс: 8(38158)34167
Адрес электронной адрес:
Адрес сайта: petropavlovskiy-dom.ru
1.4.Учредители: Министерство образования Омской области
Казенное образовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петропавловский детский дом» основано в 1934 году.
1.5.Количество воспитанников - 49
1.6.Численность педагогического персонала - 17
1.7.Численность управленческого персонала (администрации) – 3
1.8.Численность вспомогательного, обслуживающего персонала - 31
1.9.Ресурсная база
-
обеспеченность учебными площадями (на 1 воспитанника) – 12 кв. м.
-
обеспеченность площадями для спортивно-оздоровительной работы (на 1 воспитанника) – 2 кв.м.
-
оснащенность компьютерной техникой (количество воспитанников на персональный компьютер) – 10 чел.
1.10.Директор КОУ «Петропавловский детский дом» Вихрова Валентина Васильевна, Заслуженный учитель РФ
Введение
Программа развития КОУ «Петропавловский детский дом» на 2012- 2016 гг. (далее Пpoгpaммa) разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Конвенции о правах ребенка; Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Программа определяет стратегию развития детского дома и меры по ее реализации.
Главная цель программы - совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации детей, формированию системы жизненных ценностей у воспитанников.
Приоритетными направлениями развития детского дома в 2012-2016 годах являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса.
2. Создание развивающего пространства для повышения роли жизненных ценностей у воспитанников.
3. Организация научно-практической деятельности педагогов по теме: «Создание системы развития профессиональной компетентности педагогических работников детского дома».
4. Совершенствование работы по улучшению качества жизни воспитанников.
Раздел I. Состояние работы детского дома и основные проблемы функционирования
1.1. Состояние здоровья детей
В качестве критериев для оценки состояния здоровья воспитанников были взяты следующие показатели, позволяющие получить комплексную характеристику состояния здоровья ребенка:
1. Уровень и гармоничность физического развития, динамика
этих показателей здоровья ребенка.
2. Наличие хронических патологий и частота обострений хронических заболеваний в течение наблюдаемого периода.
3. Частота острых заболеваний в течение года.
Состояние здоровья воспитанников (за 3 года)
1.2. Состояние питания детей.
Сбалансированное рациональное питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей: нормальный рост и развитие, профилактика заболеваний, продление жизни, повышение работоспособности и адекватная адаптация к окружающей среде.
Эффективность системы по организации питания воспитанников детского дома подтверждают следующие результаты:
- пищеблок детского дома обеспечен технологическим оборудованием в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- организовано 5-разовое питание на основе сбалансированного рациона с использованием продуктов повышенной пищевой и биологической ценности.
Постоянно действует перспективное сезонное 10-дневное меню (весенне-летнее и осенне-зимнее), согласованное с ЦГСЭН по Муромцевскому району. Оно отражает химический состав наборов продуктов, меню-раскладки и таблицы расходов продуктов по дням на одного ребенка, что позволяет планировать расход продуктов в течение недели, обеспечивает разнообразие блюд, рациональный расход денежных средств и своевременность заказа продуктов, приучать детей к разнообразной пище и различным блюдам. Организация приема пищи осуществляется в соответствии с режимом дня по гибкому графику. В столовой используется мебель и посуда с учетом возраста и роста воспитанников, сервировка стола производится по правилам этикета.
Внедрен мониторинг за обеспеченностью воспитанников необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов.
Особое внимание уделяется профилактике дефицита витаминов и других микроэлементов за счет корректировки рецептуры и технологии приготовления пищи. Постоянно в рацион питания вводится витамин С посредством витаминизации третьих блюд и приема поливитаминных препаратов в весенне-осенний период.
Приняты меры по профилактике йододефицитных состояний, при приготовлении блюд используется только йодированная соль и йодсодержащие молочные продукты. Обеспечение воспитанников микроэлементами и витаминами осуществляется также посредством употребления муки I сорта, хлеба и хлебобулочных изделий из муки I и высшего сорта, ржаного хлеба (витамины группы В, фолиевая кислота, РР, железо, кальций), а также постоянным введением в меню зерновых завтраков, соков, нектаров, соксодержащих напитков, профилактическим использованием кавказской минеральной воды.
При необходимости организуется диетическое питание в соответствии с выявленной патологией.
1.3. Образование, воспитание и развитие детей
Итоги успеваемости воспитанников подводятся на еженедельных линейках, а также ежегодно анализируются на совещаниях при директоре и на совместных с общеобразовательной школой педагогических советах. Педагоги детского дома работают в тесном контакте с учителями.
Успеваемость воспитанников достаточно ровная. И всё же есть над, чем поработать. Есть воспитанники, которые имеют тройку по одному, поэтому предстоит работа по повышению мотивации у этих учащихся к учебно-познавательной деятельности.
Коллективом педагогов детского дома разработано и внедряются 16 воспитательных программ по различным направлениям жизнедеятельности и социализации воспитанников.
В своей работе по формированию активной жизненной позиции и становлению ценностных ориентации у воспитанников, воспитатели используют разнообразные формы работы: «круглые столы», практикумы, воспитательные часы, тематические, вечера, коллективные творческие дела, общие собрания воспитанников и воспитателей группы, познавательные и ролевые игры, индивидуальный анализ достигнутого воспитанником за определенный срок и другое.
В детском доме сложилась система дополнительного образования, которая является необходимым условием для личностного роста воспитанников, формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности каждого ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки. Содержание воспитательной работы направлено на самореализацию воспитанников, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей.
Творчество – необходимое условие для реализации личности, поэтому педагогический коллектив предоставляет возможности проявления творческих способностей для каждого воспитанника в той или иной сфере практической творческой деятельности.
Система дополнительного образования отвечает интересам и запросам любого воспитанника. Каждый ребёнок может найти применение своей фантазии, творчеству, выбрать свой путь развития. Главная задача организации работы кружков – подготовить воспитанников к самостоятельной жизни. Для этого в детском доме созданы оптимальные условия. Оформлены кабинеты швейной и столярной мастерских, центр декоративно-прикладного искусства, театр-студия, библиотека, гимнастический и спортивный зал. На их базе работает 7 кружков различных направлений: «Столярное дело» (рук. Ильичёв М.Н.), ЦДПИ, «Хозяюшка» (рук. Согоян В.Н.), «Швейное дело» (рук. Калимулина М.М.), «Гимнастика» (рук. Софронова И.В.), спортивная секция (Фатьянов А.М.).
Интересы детей педагоги удовлетворяют, налаживая и укрепляя связи с различными спортивно-досуговыми центрами района. Воспитанники детского дома посещают кружки Центра внешкольной работы: «Умелые руки» (рук. Ожогова О.А), кружок технического творчества (рук. Ильичёв В.Н.), спортивную секцию Детского и юношеского физкультурно-спортивного комплекса (рук. Кленин П.А). Ежегодно увеличивается процент обучающихся в школе искусств. В 2011 году десять воспитанников обучались в школе искусств, из них 5 в музыкальной школе и 5 человек в художественной школе, получили свидетельства об окончании школы искусств 4 воспитанника.
Кружковой деятельностью охвачено 100 % воспитанников. На занятиях кружков руководители формируют умения и навыки детей, развивают кругозор, творческие способности, художественный вкус. Воспитанники детского дома умеют вязать, шить, выжигать по дереву, мастерить поделки из природного материала, занимаются спортом. Умения, приобретенные воспитанниками в системе дополнительного образования, станут успешной базой для дальнейшей самостоятельной жизни. Дети принимали активное участие в различных конкурсах, выставках, фестивалях.
Приоритетным направлением в ближайшие годы будет являться установление сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, сотрудничество детского дома с учреждениями культуры, социальной сферы.
1.4. Социальная адаптация воспитанников
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники – выпускники – это выбор будущей профессии.
Изначально высокий уровень подготовленности воспитанников детского дома является предпосылкой успешности дальнейшей социализации. За период с 2004 по 2011 годы из стен детского дома выпустилось 50 воспитанников.
Анализируя процент поступающих воспитанников в различные учебные заведения, можно сделать вывод, что на протяжении 5 лет сохраняется большое количество поступлений детей в СУЗы и наблюдается снижение поступающих воспитанников в учебные заведения начального профессионального образования. Также значителен процент выпускников, обучающихся в высших учебных заведениях. В настоящее время в ВУЗах обучаются 14 воспитанников, четверо из них получают высшее образование после окончания колледжей и еще 5 воспитанников обучаются в высших учебных заведениях на заочном отделении; в СуЗах - 11 человек получают профессию, в НПО – 1 воспитанник.
Анализируя работу по профориентации, можно сделать вывод, что необходимо скоординировать работу по этому направлению всех специалистов детского дома. Не все выпускники детского дома готовы к анализу собственных профессиональных интересов, у них не создано реалистическое представление о своих склонностях и способностях. Поэтому необходимо с каждым выпускником детского дома разработать маршрут развития и помочь выстроить личный профессиональный план. Так же необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на успешную адаптацию выпускников вне стен детского дома.
Приоритетное направление в дальнейшем - обеспечение социально-психологической и правовой защищенности выпускников детского дома, создание условий их постинтернатной адаптации.
1.5. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних
Одним из направлений работы педагогов детского дома является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних воспитанников, целью, которой является содействие формированию у воспитанников социально-позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развития и раскрытия их индивидуальности, духовно-нравственного и творческого потенциала, устранения негативных явлений в сфере поведения.
Профилактическая работа осуществляется через различные виды деятельности. Большое внимание уделяется организации досуговой деятельности воспитанников (кружки, секции, клубы, игровые и тематические вечера, спортивные соревнования, походы). Одним из важнейших направлений профилактики является работа с детьми девиантного поведения (индивидуальная работа, психологическая диагностика, консультирование и коррекция поведения).
Несмотря на широкое вовлечение воспитанников в дополнительное образование, в детском доме имеются случаи правонарушений среди несовершеннолетних. Так на учете в ПДН состоит 1 воспитанница – Арханьева Кристина. Имели место случаи побегов этой воспитанницы. Все факты правонарушений рассматривались на заседании административной комиссии. Хотя и был составлен план мероприятий с подразделением по делам несовершеннолетних ОВД Муромцевского района и Муромцевской социально-психологической службой помощи несовершеннолетним и молодежи, он реализован частично. Чаще всего сотрудники этих служб вели профилактическую работу только по факту правонарушений. Определенная работа в этом направлении проводилась педагогами детского дома. Так на каждого воспитанника заведена «Карта личности», в которой фиксируется динамика его развития и планируется психолого-педагогическое сопровождение. В отношении несовершеннолетних, допустивших самовольные уходы, разрабатываются и утверждаются индивидуальные комплексные планы, которые включают мероприятия, где особое внимание уделяется культурно-нравственному, правовому и половому просвещению. Кроме того, индивидуальные комплексные планы составляются на воспитанников, которые склонны к правонарушениям и самовольным уходам.
Ежегодно на совещании при директоре «Организация деятельности работников детского дома по предупреждению самовольных уходов и правонарушений среди воспитанников детского дома» подводятся итоги работы по данному направлению.
Необходимо совершенствовать профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди воспитанников и использовать при этом возможности медико-социально-психолого-педагогической службы.
1.6. Состояние методической работы в детском доме
Образовательный процесс в детском доме осуществляют 17 педагогов, в том числе 2 специалиста привлеченных по совместительству.
В настоящее время 11 - высшее образование, 6 педагогов имеют средне-специальное образование, четыре педагога обучаются в ВУЗе.
Состав педагогических кадров остается стабильным на протяжении многих лет. Подбор и расстановка кадров производится с учетом дифференцированного подхода к педагогу, его индивидуальным возможностям, запросам и интересам.
В соответствии с планированием и учетом организации учебно-воспитательного процесса и программой экспериментальной площадки, продолжается работа над основной методической темой: «Создание системы развития профессиональной компетентности педагогических работников детского дома».
Цель методической работы: повышение педагогического мастерства каждого педагога и педагогического коллектива детского дома в целом.
Задачи:
1. Выявление исходного уровня педагогического мастерства каждого педагога.
-
Удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагогов.
-
Создание условий для творческой работы образовательного учреждения в соответствии с программой опытно – экспериментальной работы детского дома.
-
Внедрение новых образовательных технологий.
-
Формирование у педагогов потребностей в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании.
Решая эти задачи, педагогический коллектив детского дома направляет свою деятельность на создание системы научно – методического обеспечения образовательного процесса. Методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса носит непрерывный характер, вытекает из реальных проблем детского дома и включает широкий набор видов, форм содержания методической деятельности.
В детском доме организована деятельность методической службы, в состав которой входят несколько структурных подразделений, каждое из которых имеет свои функции: педагогический совет, методическое объединение, временные творческие группы педагогов, методические центры: проектно-методический, мониторинговый, информационный, экспертный. По решению педагогического совета от 13.11. 2009 года был создан центр «Здоровья».
Организация методической работы по данной структуре позволила сконцентрировать усилия структурных подразделений методической службы детского дома в преодолении актуальных для педагогов проблем. Данная система организации методической работы так же позволила развивать и систематизировать образовательные потребности педагогов и оперативно реагировать на их запросы. Достоинства такой практики связаны ещё и с тем, что каждый член коллектива выступает в разных ипостасях: член методического объединения, временных творческих групп, методических центров и т.д.. Поэтому можно говорить о том, что организация такой системы методической работы создало условия для повышения профессионального уровня каждого конкретного педагога, планирования его деятельности и поиска структурных подразделений, которые позволили педагогу, используя имеющиеся возможности и собственный профессиональный заказ, решить появляющиеся профессиональные проблемы.
Достижению положительных результатов в учебно-воспитательной работе способствовала организация деятельности методического кабинета. Основным направлением в содержании деятельности методического кабинета является оперативное реагирование на запросы и потребности педагогов.
Наряду с положительными тенденциями развития методического кабинета имеется ряд нерешенных проблем в содержании и организации его деятельности:
1. Недостаточно сформирован банк передового педагогического опыта, компьютерный банк педагогической информации.
2. Необходимо усилить методическую поддержку педагогам в использовании индивидуальных компьютерных технологий, мультимедийных технологий в образовательном процессе.
3. Необходимо сформировать электронный банк данных по методическим фондам методического кабинета.
Высокий творческий потенциал педагогического коллектива позволяет ему участвовать в опытно-экспериментальной работе. Согласно приказа Министерства образования Омской области детский дом является региональной экспериментальной площадкой по теме «Создание системы развития профессиональной компетентности педагогических работников детского дома».
Участие в научно-исследовательской деятельности под руководством кафедры педагогики и психологии ГОУ ДПО «ИРООО» позволило пед.коллективу внести свой вклад в разработку воспитательной системы детского дома. Педагогами детского дома было разработано 18 воспитательных программ, но все, же результаты собеседования с педагогами по внедрению воспитательных программ показали, что около 10 % педагогов не смогли технологически правильно оформить методическое сопровождение к воспитательным программам, занятия этих педагогов не содержательны и это на 20% меньше, чем в прошедшем учебном году. По итогам собеседования каждому педагогу были даны рекомендации по дальнейшему внедрению воспитательных программ.
По данным, проведенным в педагогическом коллективе микроисследований, всем педагогам понятны цели образования и воспитания. Цели инноваций и цели детского дома приняты всеми педагогами, хотя значимы в разной степени. Работе педагогического коллектива по инновациям 69 % педагогов поставили высокую оценку, 31% - среднюю, 50% педагогов хотят изменить формы работы с воспитанниками. Заставляет задуматься и мнение педагогического коллектива о том, что педагог редко чувствует себя в одной команде, т.е можно сделать вывод, что в детском доме ещё не сложился полностью коллектив единомышленников, обладающих корпоративным мышлением.
Анализируя результаты самооценки уровня профессионально важных умений педагогов-воспитателей, можно сделать вывод, что 90% педагогов в совершенстве владеют умением разработки воспитательной программы, умеют качественно спланировать организацию воспитательного процесса. 80 % педагогов отметили, что постоянно изучают индивидуальные и психологические особенности воспитанников, умеют мотивировать их на деятельность, умеют установить деловые отношения с коллегами и добиваться поставленных целей. Так же при анкетировании было отмечено, что у 35% педагогов недостаточно сформировано умение отстаивать свою позицию, умение вести профессиональный диалог, 20% - затрудняются в разработке воспитательного занятия и не всегда творчески могут самореализоваться в труде.
Результаты педагогической деятельности коллектива детского дома доказывают, что методическая работа в детском доме направлена на всестороннее повышение квалификации и профессиональное мастерство каждого педагога детского дома, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива детского дома в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно – воспитательного процесса, достижений оптимального уровня воспитания и развития воспитанников детского дома.
Подводя итоги, можно сказать, что плодотворной работе способствовует: четкое планирование мероприятий; плодотворное сотрудничество с педагогами и сотрудниками кафедры педагогики и психологии, центра детских домов ГОУ ДПО «ИРООО».
В качестве основного направления работы педагогов детского дома необходимо определить освоение педагогических технологий и методик обучения и воспитания, способствующих социализации личности воспитанника. А также необходимо установить сотрудничество со СМИ для информационного обеспечения инновационных достижений и результативности работы детского дома; продолжить повышение мотивации педагогов на участие в обмене накопленного опыта, так как наблюдается пассивность части педагогов при решении проблем детского дома; продолжить мониторинг результатов процесса научно-методической работы, обеспечив гласность и прозрачность обсуждения.
1.7. Материально-техническое оснащение учреждения
Анализируя деятельность учреждения в рамках программы по укреплению материально-технической базы, улучшению качества условий проживания воспитанников, следует отметить ее целенаправленность и систематичность.
Ежегодно коллектив сотрудников совместно с воспитанниками осуществляет косметический ремонт всех помещений детского дома. За счет спонсорских средств отремонтировано крыльцо административного здания, произвели замену дверей на 2 этаже административного здания, приобретена мебель в жилые блоки, оборудован методический кабинет. В семьях проводилась замена старой мебели на новую. Была приобретена новая современная аудио, видеоаппаратура. В каждой семье организовано рабочее место ученика, которое позволяет реализовывать образовательные и игровые программы.
Проведена большая работа по благоустройству территории детского дома: она озеленена, на прилегающем к зданию земельном участке разбиты клумбы. Вместе с тем, материально-техническая база с учетом модернизации деятельности учреждения требует постоянного совершенствования и развития. В этой связи был разработан перспективный план совершенствования материально-технической базы детского дома на 2012-2016 годы (приложение №1).
Раздел II. Цели и задачи Программы
Цель программы:
совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации детей, формированию системы жизненных ценностей у воспитанников.
Основные задачи программы:
-
Внедрение новых образовательных технологий обучения и развития воспитанников;
-
Создание условий для постинтернатной адаптации выпускников детского дома;
-
Совершенствование системы работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
-
Формирование культуры здорового образа жизни у воспитанников;
-
Совершенствование научно-исследовательской деятельности учреждения;
-
Совершенствование работы по взаимодействию детского дома с организациями района и области с целью социальной поддержки воспитанников;
-
Развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического) обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
Раздел III Приоритетные направления развития детского дома и ожидаемые результаты
Приоритетными направлениями развития детского дома являются:
1.Создание развивающего пространства для повышения роли жизненных ценностей у воспитанников.
2. Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса.
3. Организация научно-практической деятельности педагогов по теме: «Создание системы развития профессиональной компетентности педагогических работников детского дома».
4.Совершенствование работы по улучшению качества жизни воспитанников.
1. Создание развивающего пространства для повышения роли жизненных ценностей у воспитанников
Содержание воспитания детей в детском доме должно включать в себя те виды деятельности, которые представляют наибольший интерес для ребенка, в которых он может более эффективно развивать свои способности, при помощи которых более успешно сможет адаптироваться в самостоятельной жизни. Приоритетными направлениями следует определить те, которые повышают вовлеченность ребенка в учебный процесс, стимулируют его интеллектуальные способности, учат навыкам самостоятельного решения проблем, развивают творческую активность, повышают уверенность воспитанников в своих силах. Поэтому необходимо организовать работу с воспитанниками по реализации авторских воспитательных программ, содержание которых направлено на формирование у них навыков социальной адаптации. Кроме того, необходимо при организации работы по социализации воспитанников более широко использовать возможности социума.
2. Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса.
Основной задачей, касающейся здоровья воспитанников, должна стать работа по составлению комплексного мониторинга и системы эффективного лечения, а также профилактике заболеваемости всех участников образовательного процесса. В детском доме такая работа уже ведется. Основными задачами работы медицинской службы детского дома должны стать:
- создание эффективной системы оздоровления;
- обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников;
- повышение компетентности воспитанников по проблемам здорового образа жизни.
Необходимо организовать постоянные профилактические мероприятия по предупреждению наркомании, табакокурения, алкоголизма, венерических заболеваний.
Анализ состояния здоровья педагогов свидетельствует о нарастании психосоматических нарушений у них. Среди соматических заболеваний наиболее часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы, которые являются следствием длительного: эмоционального перенапряжения. Растет невротизация педагогической среды. На формирование неврозов влияют, прежде всего, длительные эмоциональные стрессы, свойственные педагогическому труду. К сожалению, здоровье не занимает пока приоритетного места в иерархии потребностей педагогов.
Для обеспечения сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса необходимо реализовать в программе развития детского дома, следующие направления:
-обеспечение сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- обеспечение здоровьсохраняющей деятельности педагога.
3. Организация научно-практической деятельности педагогов по теме: «Создание системы развития профессиональной компетентности педагогических работников детского дома».
Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности. Научно-методическое сопровождение деятельности педагогических кадров детского дома должно стать одним из приоритетных направлений деятельности, и повлечь за собой выполнение следующих функций: пропаганда новых педагогических технологий, повышение квалификации педагогов, мониторинговые исследования, оказание научно-методической помощи авторам разрабатываемых программ по различным направлениям и проблемам, помощь в самообразовании педагогов.
Кроме того, научно-практическая деятельность требует нового подхода к аналитической, диагностической, коррекционной работе на уровне управленческих действий. Анализ и диагностика должны стать нормой деятельности каждого педагога, в том числе коррекция, регулирующая процессы, все это должно быть направленно на результат. Все это, безусловно, станет катализатором роста кадрового профессионализма, который отразится, прежде всего, на уровне развития личности ребенка.
В целях повышений профессионализма педагогов в детском доме предстоит разработать и внедрить программу по повышению квалификации педагогов. Ожидаемыми результатами реализации программы по повышению квалификации педагогов в условиях детского дома являются:
1. Создание условий для повышения качества воспитания и обучения в детском доме.
2. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов детского дома.
3. Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности педагогов.
4. Мотивация педагогов на внедрение новых моделей организации работы с детьми-сиротами.
5. Оптимальные результаты работы с детьми.
4. Совершенствование работы по улучшению качества жизни воспитанников
Качество воспитательного процесса в детском доме требует переосмысления на новом этапе становления системы образования, культуры по работе с детским коллективом, развития самоуправления, саморегуляции каждого ребенка.
Развитие системы функционирования детского дома предполагает углубленные научные и практические исследования закономерностей становления и формирования системы жизненных ценностей ребенка-сироты. В этих целях необходимо:
- содействовать формированию у воспитанников социально-позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развития и раскрытия их индивидуальности, духовно-нравственного и творческого потенциала, устранения негативных явлений в сфере поведения и отношения детей к окружающему;
- стремиться к созданию благоприятного микроклимата для воспитанников и педагогов детского дома;
- развивать систему дополнительного образования, которая является необходимым условием для личностного роста воспитанников, формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности каждого ребенка;
- более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности;
- стремиться к улучшению материально- технического оснащения детского дома.
Раздел IV. Ресурсное обеспечение Программы развития
4.1. Научно-методическое обеспечение:
- продолжать создание нормативно-правовой базы учреждения;
-создать банк нормативно-правовых документов, регламентирующих исследовательскую деятельность;
- продолжать обеспечение научно-методической базы (взаимодействие с научно-практическими учреждениями в т.ч. с ГОУ ДПО «ИРООО»).
- продолжать работу по накоплению и систематизации учебно-дидактического, методического материала.
4.2. Материально-техническое обеспечение:
- дальнейшее укрепление материально-технической базы;
- расширение привлечения денежных средств из других, не запрещенных законодательством источников;
- капитальный ремонт помещений.
Раздел V Система мероприятий по реализации Программы развития детского дома
Ожидаемые результаты реализации программы развития детского дома:
1. Совершенствование работы с воспитанниками по освоению нравственных ценностей и самоопределения в различных сферах жизнедеятельности;
2. Расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых воспитанникам;
3. Увеличение количества воспитанников, успешно адаптировавшихся в самостоятельной жизни;
4. Снижение количества правонарушений среди воспитанников;
5. Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса;
6. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование их здорового образа жизни;
7. Развитие системы непрерывного повышения квалификации педагогов через внедрение программы по повышению квалификации, развитие научно-исследовательской деятельности педагогов детского дома;
8. Увеличение количества социальных партнеров детского дома
9. Укрепление материально-технической базы учреждения.
Порядок мониторинга результатов реализации Программы.
Внутренний мониторинг проводит мониторинговый центр, социально-психологическая служба, администрация.
Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.
Приложение №1
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КОУ « Петропавловский детский дом»









